02.02.2010 00:10
Поделиться

Правительственная комиссия рассмотрит вопрос о ликвидации избыточных функций Минсельхоза

Сегодня правительственная комиссия рассмотрит вопрос о ликвидации избыточных функций минсельхоза. Подробности мы узнали у начальника управления административной реформы и контроля платных государственных услуг Федеральной антимонопольной службы Людмилы Солонцовой.

- На комиссии будут рассмотрены предложения по сокращению ряда функций, и, что, возможно, будет более чувствительно для бизнеса после совместной работы рабочих групп, минсельхоз выходит с предложением о значительном сокращении барьеров при выполнении им разных форм контроля.

- Из той же Голландии невозможно привезти луковицы тюльпанов. Если зеленый контроль в аэропорту их обнаружит, то рубят на глазах тех, кто их привез. Это продолжится?

- Конечно, если не соблюдаются фитосанитарные требования. Речь идет о другом - сегодня, для того чтобы получить разрешение на ввоз в Россию живых цветов из той же Голландии, нужно получить около двадцати разрешений, провести многочисленные платные экспертизы этих цветов. Причем в итоге на безопасность, как выяснили эксперты, это никоим образом не влияет. Например, чтобы перевезти цветы со всеми полученными разрешениями из столицы, где они уже признаны безопасными, во Владимир, нужно опять их проверять и снова получать разрешения. Карантинные сертификаты по нынешним правилам необходимы на каждую перемещаемую партию цветов. Можете себе представить, какое количество документов надо получать? Все это, безусловно, влияет на конечную стоимость товара.

- Так проверяют товар или компанию?

- Можно проверять товар, а можно проверять компанию, которая производит товар. Это первое.

Кроме того, необходимо доверять сертификатам другой страны. Там есть аккредитованные организации, такие же, как у нас, фитосанитарные лаборатории, которые партию, которую вы собираетесь ввозить, проверят на качество. Они выдадут сертификат, что вредных существ, по-научному подкарантинных объектов, там нет.

- Как вы работаете с бизнесом в этом направлении?

- Мы встречаемся с представителями бизнеса, обобщили жалобы, которые поступали в ФАС, проанализировали нормативные документы, которые устанавливают порядок прохождения процедуры, и прописали "пошаговку".

- Говорят, что некоторые запрашиваемые справки просто абсурдны?

- Это так. К примеру, Российская Федерация не принимает к сведению сертификаты Голландии. Конечно, в силу своих климатических условий каждая страна имеет свой перечень объектов, которые относятся к опасным. Поэтому есть разница между разными странами. Фитосанитарная безопасность, безусловно, важна. Страны, в том числе и Россия, заключают соглашения о партнерстве, взаимодействии, регулируют процесс обмена товарами, которые входят в группу риска. Для Россельхознадзора группа риска - продукция растительного происхождения. Боятся бабочек, жучков, которые могут погубить наши урожаи. Ветеринары тоже несут огромную ответственность. Если завезут в Россию какую-нибудь партию мяса или животных с вирусным заболеванием, то ликвидировать очаг зараженности будет трудно и дорого, а главное, это опасно для людей.

- Так, может, бог с этими функциями, пускай остаются?

- Безусловно, вопрос не в том, чтобы лишить функций, нужно исключить "неработающие" функции, например, есть функции, которые начинаются со слов: "организация проведения...". Казалось бы, ну и что? ФАС рассматривала дело по МЧС, у которого есть функция по организации информирования граждан об опасных объектах. Так они приказом "организовали" это так, что передали все полномочия коммерческой структуре ЗАО "ФИД-экспресс", и владельцы опасных объектов обязаны были платить по три тысячи рублей за передачу им информации о своих объектах. И так можно организовать любую функцию. Главный вопрос - ликвидировать неработающие функции и уточнить формулировки с тем, чтобы неопределенности не приводили в дальнейшем к возникновению новых обременений. Не только мы, но и другие страны проводят административные реформы. К примеру, Великобритания занимается этим с 2000 года. Там реформа идет практически постоянно.

- Людмила Викторовна, а сократится ли количество справок, которые требуют ветеринарные службы при перевозе, к примеру, поросят из региона в регион? Помните, мы об этом говорили в интервью "РБГ" в ноябре прошлого года?

- Существенно сократятся. Теперь за многое будут отвечать ветеринары. Своей печатью. За то, что наблюдал за животным, делал ему все необходимые прививки, и мясо из этого стада годится в пищу. Фиктивный надзор, когда за забитую свинью, не "глядя" на мясо, за плату оформляют справочки, уйдет в прошлое, лишь тогда, когда принятые решения войдут как нормы закона и нормативных актов. Теперь ветеринары не будут проверять пельмени. Вышло постановление правительства, которое разделило полномочия Роспотребнадзора и Россельхознадзора в этом вопросе. В закон будет вводиться новое понятие - продукция животного происхождения. Нужно понимать пределы полномочий Россельхознадзора в части проверки. Они должны проверять живых животных и мясо убойное, непереработанное.

Кстати, после интервью в "Российской бизнес-газете" "Органы лишат функций" ("РБГ" N 730 от 1 декабря 2009 г. - Прим. ред.) мне прислали письмо из администрации Тамбовской области. Они дополнительно передали огромный том своей переписки с министерством регионального развития, и с правительством, и с министерством сельского хозяйства. Здесь перечень из 31 документа. И суды, и решения, и как эти решения не выполнялись. Жалуются, что проблемы ветеринарии решают не только федеральные органы власти, но и уполномоченные в субъектах, территориальные органы минсельхоза. Нет разделения полномочий между Федерацией и субъектами. Любой небольшой магазинчик мучают проверками сначала федералы, потом местные ветеринары, Роспотребнадзор. И каждая инстанция выдвигает свои требования. Сейчас принято очень важное решение о закреплении переданных полномочий на уровень субъекта.

Разграничение полномочий в сфере сельского ветеринарного надзора законодательством РФ не установлено. Новый закон "О ветеринарии" до сих пор не принят. Мы очень надеемся, что в результате нашей общей работы мы наконец разграничим полномочия.

- Недавно ФАС заявила, что одной из избыточных функций Россельхознадзора является согласование им проектов строительства любых промышленных объектов, связанных с пищевой отраслью. Поясните!

- Действительно, была такая норма, что при строительстве, скажем, фермы нужно обязательно получить некую справку в Россельхознадзоре. По факту, как нам объяснили, они эту функцию не выполняли. Нет ни методических материалов, ни правил, как все это делать.

- Итак, основные задачи административной реформы...

- Посмотреть еще раз на функцию полномочий органа власти, устранить избыточные, те, которые не исполняются. А главное, сделать упор на снижение административных барьеров. В результате снижается на органы власти, на бизнес и на граждан. И в части цен. Важно не только правильно внести исправления в нормативные акты, но и проконтролировать, как все это исполняется.

А министерство сельского хозяйства - так это первая ласточка. Только начало наших действий в этом направлении.