Десять лет назад в аэропорту Шарль де Голь завершилась эра сверхзвуковой гражданской авиации. В 2000 году катастрофа "Конкорда", который считался самым безопасным самолетом в мире, унесла жизни 100 пассажиров и 9 членов экипажа.
Всего через три года после трагедии руководство "Эр Франс" приняло решение навсегда поставить "Конкорды" на прикол. И хотя в качестве причины такого шага компания называла экономические соображения, ситуация с безопасностью полетов учитывалась не в последнюю очередь.
Тем не менее до сих пор оставался открытым вопрос о том, кто несет ответственность - уголовную и финансовую - за гибель людей, находившихся на борту "Конкорда". На процессе, который открылся во вторник во Франции, должны прозвучать имена виновных в трагедии. Инициатором расследования стала ассоциация родственников жертв катастрофы. На скамье подсудимых шесть человек, имевших прямое или косвенное отношение к гибели "Конкорда". Суд идет на трех языках и, как предполагают эксперты, продлится не менее четырех месяцев.
Рассматриваются три основные версии катастрофы. Наиболее известная, широко распространенная прозвучала всего через несколько дней после трагедии. От американского самолета DC-10, взлетевшего всего за несколько минут до "Конкорда", отвалился кусок обшивки. Он упал на взлетно-посадочную полосу. Эта полоска металла длиною примерно 40 сантиметров и весом около 4 килограммов разрушила шасси разгонявшегося французского лайнера. Ошметки резины от лопнувшего колеса пробили топливный бак "Конкорда", что привело к возгоранию лайнера.
Компания "Эр Континенталь", которой принадлежит злополучный DC-10 , признала свою вину. Но только моральную. Ее представители утверждают, ссылаясь на показания свидетелей и записи камер наблюдения: пожар на борту "Конкорда" возник, когда самолет находился примерно в 700-800 метрах от упавшей пластины. А это означает, что она не могла стать причиной трагедии.
Тем не менее в качестве ответчиков по делу французский суд вызвал двух сотрудников "Эр Континенталь" - рабочего, который плохо закрепил пластину, и его начальника. Тот должен был проверить работу подчиненного, но не сделал этого. Также выяснилось, что на DC-10 была установлена не легкая алюминиевая пластина, как значилось в документации, а тяжелая, сделанная из титана. Она-то и разрушила шасси "Конкорда".
На скамье подсудимых оказались трое бывших руководителей и конструкторов программы по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера. Сегодня этим людям далеко за 70. Им вменяют в вину то, что они знали о конструктивных недостатках самолета, но ничего не сделали, в частности, для того, чтобы усилить защиту топливных резервуаров. Хотя в истории эксплуатации "Конкордов" и прежде были зафиксированы случаи, когда куски лопнувшего шасси легко пробивали баки с керосином. Причем по каждому из подобных инцидентов проводилось расследование, и руководство "Эр Франс" было в курсе проблемы.
И, наконец, в качестве ответчика выступает представитель пилотов "Эр Франс". Речь идет о так называемой третьей версии, согласно которой причиной гибели самолета стали нерегламентированные действия экипажа. В 2000 году "черные ящики", установленные на "Конкорде", не фиксировали параметры полета до того момента, пока лайнер не оторвется от земли. А между тем, согласно показаниям одного из бывших техников "Конкорда", на земле происходило самое интересное. Если не вдаваться в технические детали, в процессе взлета летчики переливали горючее из одних резервуаров на борту лайнера в другие, чтобы сэкономить керосин и улучшить летные характеристики "Конкорда". Такая операция не значилась ни в одном пособии по эксплуатации самолета, но была популярной среди пилотов. Не исключено, что технические неполадки при перекачке керосина могли стать причиной возгорания лайнера.
Между тем
Всем ответчикам по делу о гибели "Конкорда" предъявлено обвинение в совершении убийства по неосторожности. В том случае если вина кого-либо из участников процесса будет доказана, ему грозит штраф в 75 тысяч евро и пять лет тюрьмы.