Режиссер Фабиу Баррету: Мой фильм - просто о человеке, а не о конкретном Луле

Фильм "Лула, сын Бразилии" рассказывает о жизни бразильского президента с детских лет, поворотных этапах его биографии - смерти матери, аресте за организацию противозаконных манифестаций в Сан-Паулу.

Луис Инасио Лула да Силва родился 27 октября 1945 года в маленьком городке Гараньюнс в штате Пернамбуку. В 1952 году, спасаясь от бедности, царившей в засушливых степях бразильского северо-востока, его семья перебралась в крупный портовый город Сантус (штат Сан-Паулу), а еще через четыре года - в столицу штата. Еще ребенком Лула работал уличным продавцом и курьером, а в 15 лет поступил учеником в мехническую мастерскую.

В 1970 году Лула стал активно заниматься профсоюзной работой. В 1975 году он возглавил профсоюз рабочих в пригороде Сан- Паулу. Через три года Лула стал лидером первой во время военной диктатуры забастовки рабочих.

В 1980 году вместе с другими проф союзными лидерами и интеллектуалами левого толка Лула основал Партию трудящихся (PT), став ее председателем. В следующем году возглавил еще одну забастовку рабочих, был арестован и исключен из профсоюза.

Лула принял активное участие в борьбе против военной диктатуры и в движении за прямые президентские выборы.

Выставлял свою кандидатуру на президентских выборах в 1989 году (во втором туре проиграл Фернанду Коллору), а также в 1994 и 1998 годах, когда его дважды побеждал Фернанду Энрике Кардозу.

В 2002 году Лула был избран президентом Бразилии с рекордным результатом - за него отдали свои голоса 50 миллионов избирателей.

По материалам газеты "Жорнал де Бразил"

интервью

"Этот фильм - о преодолении преград"

Режиссер Фабиу Баррету называет свою ленту летописью лишений, через которые прошел будущий президент Бразилии

Вы говорите, что ваш фильм - просто о человеке, а не о конкретном Луле. Но разве можно заставить зрителя забыть, что речь идет о судьбе именно президента Бразилии?

Думаю, это возможно. Фильм достаточно силен, чтобы зритель не думал постоянно, что наш герой - президент. Это история о преодолении трудностей, таких судеб много в Бразилии, да и во всем мире.

Некоторые критики написали, что в фильме Лула получился чуть ли не святым...

Я не думаю, что он показан как непогрешимый человек. Мы постарались показать Лулу, который прошел через лишения. Это обычный человек. Он и слаб, и силен, в чем-то сомневается. Да, он герой, преодолевающий трудности. Отец чуть не лишает его жизни, но он находит в себе силы противостоять судьбе. Лула теряет первую жену и ребенка. Но он остается человеком, он не сгибается, не приспосабливается и не трусит. Бог наделил его необычайной силой, и рядом с ним была мать, которая говорила: "Не сомневайся в себе, не забывай, откуда ты вышел". У него есть предназначение. Ему выпадает шанс. Именно этому человеку удалось избавить бразильцев от векового комплекса неполноценности. Но повторю: в конце концов он простой человек, который сумел взять власть в свои руки.

Вы общались с Лулой перед началом съемок?

У нас с ним была трехчасовая встреча, за три дня до начала работы. У меня к нему было несколько вопросов, кое-какие детали нужно было уточнить.

Многим понравилась сцена из фильма, где Лула без микрофона выступает на огромном стадионе. Как вы снимали ее?

Во время съемок три дня шли дожди, и половина съемочной группы слегла с высокой температурой. Это был один из самых сложных эпизодов.

Но актер Рикарду Диас, играющий Лулу, отработал замечательно. По-моему, массовка поверила в реальность происходящего - тысячи людей повторяли все то, что говорил Лула. Это ли не доказательство того, что человек может повести за обой миллионы, если столько людей вторят его словам! Таковы его харизма и масштаб личности.

Именно таким образом художественный вымысел пересекается с реальным событиями?

Я хотел показать, как жизнь Лулы меняется вслед за историческим процессом. У каждого большого события - своя драматургия, а исторический процесс становится частью действия.