Во время матчей чемпионат мира по хоккею с мячом внимание многих привелкла фигура высокого бородатого человка в черной рясе, который во время поединков ни на шаг не отходил от скамеечки запасных сборной Монголии.
Коллеги удивленно пожимали плечами, обращая внимание то на служебную аккредитацию, висвшую на шее священнослужителя, то на игровую форму монгольской команды, где красовалась надпись по-русски: "Троица".
Правда, подойти к загадочному бородачу почти никто из представителей СМИ не рискнул. А вот читателям "РГ" повезло больше. Выяснилось, что отец Алексей Трубач уже не первый год курирует сборную Монголии. И в Москве гости с юга вовсе не случайно играли в свитерах клуба "Троица", создателем которого и выступил русский батюшка.
Российская газета : Отец Алексей, в прошлом году я читал про вас. Пресса писала, что вы строите в Улан-Баторе православный храм и при этом залили хоккейную коробку для прихожан. Продвинулось ли строительство? Пользуется ли популярностью каток?
Отец Алексей : Храм в честь Святой Троицы мы уже давно построили и освятили его 21 июня 2009 года. Великолепный храм в стиле древнерусских храмов XV-XVI веков, единственный на всю Монголию и, думаю, лучший в Азии. А что касается хоккейной коробки, то изначально мы решили использовать его только для хоккейной школы, а не для массового катания. Все началось с моей встречи с бывшим тренером иркутской команды "Байкал-Энергия" Евгением Выборовым летом 2007 года. Евгений Петрович тогда уже почти год тренировал сборную Монголии по хоккею с мячом. Будучи в Улан-Баторе, он зашел к нам в храм освятить крестик. Так и познакомились. Признаюсь откровенно, до этого дня я почти ничего не знал о хоккее с мячом, но мне стала интересна идея развития этого вида спорта в нашем приходе.
Мы уже имели кружки рисования, керамики, балета для монгольских и русских детей. Ведь наш храм - единственный православный храм на всю Монголию. И это среди двадцати католических, более пятидесяти протестантских приходов, которые ведут активную миссионерскую деятельность, имеют детские образовательные центры, авто и швейные мастерские. Конечно, наша первая задача предоставить духовную поддержку русским, украинцам, белорусам и православным других стран, работающих в Монголии. Но это невозможно осуществить, не опираясь на местное население. А это, конечно, монголы и постоянно проживающие в Монголии русские. Так что не обойтись без миссионерской деятельности. Надо сказать, информация о православной церкви в Монголии теряется среди общего потока информации о христианских конфессиях. Поэтому нередко, можно услышать вопрос от монголов: "А православные вообще то христиане?" Можно идти на улицу и проповедовать, на телевидение, другие СМИ. Но этого мало. Во-первых, я один. Во-вторых, на улице особенно не напроповедуешься. А вот когда монгольские дети приходят на православный приход, пусть даже не меняют веру, но узнают о храме, рассказывают родителям. За пять лет, например, в моем районе уже многие монголы узнали, где находится православный храм и что я православный священник, так что указывали даже русским дорогу к приходу.
Возвращаясь к встрече с Евгением Петровичем. Он предложил использовать спортивный корт на территории прихода, который мы тогда только закончили, для тренировок по хоккею с мячом. Зима в Монголии наступает в ноябре, и мы, не откладывая дел в долгий ящик, залили каток и объявили набор около сорока детей в детскую спортивную школу. Закупили инвентарь, пригласили тренера монгола, который только переквалифицировался из хоккея с шайбой в бенди. После первой недели "тренировок" я понял, что так дело не пойдет - нужен профессионал. На официальном сайте Московской Патриархии прочитал о встрече нынешнего патриарха, а тогда митрополита Смоленского и Калининградского, Кирилла с президентом международной федерации хоккея с мячом Борисом Скрынником. Через интернет нашел телефоны федерации, послал факс с просьбой о помощи с кадрами. Буквально на следующий день Борис Иванович откликнулся, и уже через две недели в начале декабря 2007 года в нашей спортивной школе приступил к работе заслуженный тренер России Анатолий Алфертьев. Корт с того дня загружен на сто процентов, причем даже летом мы играем на нем в хоккей с мячом на роликах. С зимы 2008-2009 года мы также стали арендовать и заливать вместе с конькобежцами большой городской стадион. Таким образом, у нас кроме маленького тренировочного корта есть еще и регулярное поле для хоккея с мячом в зимний период.
РГ : Кто Ваши прихожане? Много ли наших соотечественников?
Отец Алексей : Как я уже упомянул, наши прихожане - это православные русские, белорусы, украинцы, грузины, сербы, молдаване, американцы, буряты, монголы. Есть даже один немец, у него дед был донским казаком, объездил полсвета, женился на монголке, остался в Монголии. Никогда не был в России, но для него православный храм - это Россия, он даже сшил себе казачий кафтан и в нем приходит на службы. Русских, конечно, большинство. Это те, кто приехал в Монголию в командировку, инженеры, рабочие, дипломаты, бизнесмены. В конце 80-х это была огромная диаспора - 130 тысяч советских граждан среди 2,5 миллионов населения Монголии. Сейчас это примерно только 4 тысячи. Так или иначе, большинство из них приходит в храм в течение года. На пасхальную службу собирается около 300 человек, а по воскресным дням приходит 50-70 человек. Монгольская часть прихода пока небольшая. В течение почти 5 лет я крестил только 25 человек, 15 из них регулярно посещают богослужения. Но, как я уже сказал, они и местнорусские составляют основу служащих в храме людей. Церковный хор полностью состоит из монголов, часть из них крещеные, часть некрещеные. Богослужение мы служим на церковно-славянском, монгольском и английском языках. Лекции, проповеди для прихожан проходят также на двух языках. Издаем брошюры о вере на монгольском, газету "Троица" на монгольском и русском языках.
РГ : Почему вы помогаете развивать хоккей с мячом, а не, например, футбол, борьбу или стрельбу из лука?
Отец Алексей : Знаете, в конце 19 века выдающийся русский миссионер святитель Николай Касаткин открыл при своем приходе в Токио школу дзюдо. Конечно, вы правы, в миссионерских целях было бы правильно открыть секцию популярного в стране пребывания спорта. В Монголии - это борьба и стрельба из лука, хотя в каждом дворе мальчишки круглосуточно играют в футбол и баскетбол. Я сначала тоже думал, что наш спортивный корт будет для какого-то из этих видов спорта. Но когда я еще находился на перепутии, первым все же появился тренер по русскому хоккею. Думаю, в этом есть свой смысл, я бы сказал даже воля Божия. Конечно, русский хоккей не столь популярен в Монголии, но зато это единственный командный вид спорта, в котором эта страна участвует в мировом чемпионате. Скажите где еще возможно увидеть матчи Монголия - США или Монголия-Канада?! В прошлом году мой друг монгольский бизнесмен и политик Доржпалам Амар реорганизовал прежнюю уже практически бездействовавшую монгольскую федерацию в монгольскую национальную федерацию хоккея с мячом и пригласил меня исполнительным директором. Теперь мы формируем сборную Монголии по хоккею с мячом. А если быть более конкретным, то в районе Баянзурх, в котором находится наш храм, наиболее популярен хоккей. Получается, мы собираем местную молодежь, даем им возможность тренироваться, ездить на соревнования, в общем, воспитываем, или, по крайней мере, отвлекаем от тлетворного влияния улицы. Да и в плане проповеди есть небольшие успехи. Вратарь нашей команды Дашням - крещеный мною монгол, прислуживает в алтаре. Думаю направить его в семинарию. Еще двое метисов и один монгол из команды получили крещение в православие.
РГ : Не случайно, что сборная играет в майках клуба "Троица". А кто придумал название?
Отец Алексей : Так захотели сами ребята. Поначалу я предлагал им вариант "Белые барсы", но они посовещались и решили, раз приход в честь Святой Троицы, то тогда команда при нем "Троица"! А почему играем в форме клуба? Дело в том, что наш клуб стал первым в Монголии, и на его базе с 2008 года сборная Монголии приступила к регулярным тренировкам. Постепенно сформировался костяк команды, мы начали участвовать в международных турнирах в России. В ноябре прошлого года в Красноярске молодежная сборная Монголии под эгидой клуба "Троица" заняла третье место на юношеском турнире на призы Федерации хоккея с мячом России. Всего же в клубе на сегодня 30 человек от 14-ти до 23-х лет, есть еще пять мальчишек 10 лет - будущая смена.
РГ : Судя по лицам в составе первой сборной тоже далеко не ветераны...
Отец Алексей : Наша команда стала самой молодой на московском турнире. Возраст игроков от 15-ти до 23-х лет. Трое ребят с русскими именами - метисы от смешанных браков монголов и русских, постоянно проживающие в Монголии. Остальные коренные жители района Баянзурх города Улан-Батора, который по сути и защищает честь всей страны!
Жаль только, что с финансированием туговато, и постоянного тренера у нас нет. Ребята тренируются сами. Это путь медленной деградации, но надеюсь, что мы сможем продержаться и получить хотя бы минимум денег, чтобы платить зарплату тренеру и иметь возможность ездить на соревнования. В масштабах российского хоккея 50 тысяч долларов ничто, а для нас это годовой бюджет сборной...
РГ : Не могу не спросить - а сами вы на лед выходите?
Отец Алексей : В детстве, как и многие мальчишки, играл во дворе в хоккей с шайбой. Когда создали клуб, то не мог быть в стороне и спустя 27 лет пришлось снова одевать коньки. Сначала, чтобы не смущать народ, тренировался поздно вечером, потом потихоньку стал подключаться к тренировкам "моих мужичков". А сегодня иногда участвую с ними в турнирах или товарищеских встречах в России. Горжусь, что надевал футболку сборной Монголии в этих матчах. Так как хоть чем-то становлюсь близок этому народу.
РГ : А кто вы для них? Тренер, наставник...
Отец Алексей : Я - прежде всего священник, а не тренер или игрок. На чемпионате мира 2009 в Швеции и теперь в Москве находился рядом с тренером как ассистент, но для команды я как отец, они так и называют меня, даже некрещеные монголы - "батюшка".
РГ : Как отмечаете победы и что делаете в случае поражений?
Отец Алексей : Поражений было много, но это хорошо для молодой команды. Мы психологически закалились. Пока не было крупных побед, поэтому отмечали их, как и поражения, по-будничному, разбирали успехи и недостатки. Вообще у нас есть командная традиция каждый вечер на соревнованиях собираться на собрание, где-то на час. Сначала выступаю я, потом ребята сами начинают разбирать игру. Стараемся быть всегда вместе.
РГ : Президент международной федерации бенди Борис Скрынник не раз подчеркивал тесные связи патриархии и его организации. Ощущаете ли Вы на примере своей команды поддержку и чего бы Вы хотели попросить?
Отец Алексей : Как вы, наверно, знаете, 29 декабря 2009 года был заключен договор о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и федерацией хоккея с мячом России. Сам Святейший Патриарх Кирилл благословил это доброе начинание. Борис Иванович Скрынник был первым, кто откликнулся на мою просьбу о помощи и с тех пор мы с ним регулярно контактируем. Надеюсь, после подписания соглашения наше сотрудничество будет еще более тесным. Убежден, что при поддержке федерации нам удастся решить наши временные проблемы и успешно развивать хоккей с мячом в Монголии. А это в свою очередь послужит делу включения этого вида спорта в олимпийскую программу.