04.02.2010 00:40
    Поделиться

    В Башкирии для борьбы с наркоманией применяют нестандартные методы

    Глава регионального Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков - генерал-­лейтенант полиции Валерий Кокин рассказал корреспонденту "РГ" об особенностях деятельности его службы в современных условиях.

    Российская газета: Валерий Иванович, наркополиция Башкирии по результатам оперативнослужебной деятельности в 2009 году признана лучшей среди территориальных органов Госнаркоконтроля России. Насколько эффективной вы считаете проводимую сегодня борьбу с наркопреступностью?

    Валерий Кокин: Сегодня разгула наркомании удается избежать. Причем в этом заслуга не только правоохранительных органов, но и общественности, занявшей в этом вопросе непримиримую позицию. К примеру, тестирование подростков и представителей группы риска у нас началось по инициативе наиболее активных граждан гораздо раньше, чем этот вопрос стали обсуждать на федеральном уровне. Инициатива исходила от простых людей, которых поддержало руководство региона.

    С 2007 по 2009 годы в республике успешно была реализована антинаркотическая программа. Мы проанализировали итоги, с учетом недостатков подготовили целевую программу на 20102014 годы с финансированием более 45 миллионов рублей. 

    РГ: В прошлом году наркополиция Башкирии выступила с такой необычной инициативой, как съемки художественного фильма "И тогда придут другие", который имел большой положительный резонанс, как, кстати, и стильные социальные рекламные ролики. Однако скептическую их оценку слышать тоже доводилось.

    Кокин: Видите ли, борьба с наркоманией - это как раз тот самый случай, когда ради достижения результата нужно максимально задействовать все доступные средства.

    Положительная реакция аудитории превосходит все скептические суждения об этих проектах. С их помощью мы надеемся достучаться до сердец интеллигенции, домохозяек, подростков и других людей, до кого не всегда доходят иные методы профилактики. Рисованный персонаж нравится подросткам, посредством роликов они усваивают информацию о вреде легких наркотиков - в том числе модных и одновременно опасных арома­-смесей. А людей более старшего возраста наверняка не оставит равнодушными сюжет художественного фильма о судьбе подростка­сироты, волею судьбы вовлеченного в противоборство с представителями наркосиндиката.

    В ближайших планах - разработка совместно со студией "Муха" компьютерной игры под девизом "Легких наркотиков не бывает".

    РГ: Сегодня впору звонить во все колокола по поводу наркотической угрозы, надвигающейся на наше общество и нацеленной в первую очередь на молодежь. Какова ситуация в Башкирии?

    Кокин: Можем заверить жителей республики, что держим ситуацию под контролем. Тенденция к определенному росту официально учтенных потребителей наркотиков читателей не должна пугать. Это вовсе не означает общего роста наркопотребителей в республике. Совместными усилиями всех заинтересованных ведомств ставится на учет значительное количество ранее не попадавших в поле зрения органов здравоохранения наркопотребителей, чтобы оказать им необходимую помощь.

    В 2009 году мы раскрыли 2644 наркопреступления, из них свыше 80 процентов относятся к категории тяжких и особо тяжких. Конечно, люди прежде всего ждут от нас результативных действий по оздоровлению наркообстановки в жилых массивах, ликвидации наркопритонов и точек сбыта. Могу сообщить, что за прошлый год было ликвидировано около сотни наркопритонов. За этими цифрами - реальные судьбы, спасенные жизни, это, в конце концов, миллионы разовых доз отравы, не дошедших до потребителя.

    По подсчетам наших аналитиков, количество изъятых наркотиков составляет около 740 тысяч разовых доз ориентировочной стоимостью свыше 152 миллионов рублей. Наше управление расследовало примерно каждое десятое наркопреступление, совершенное в России в составе организованных преступных групп, и каждое третье наркопреступление, совершенное "оборотнями в погонах".

    РГ: Вокруг проведения обязательного тестирования на потребление наркотиков, в том числе и среди несовершеннолетних, сегодня развернулись бурные дискуссии. Что вы можете сказать по этому поводу как практик?

    Кокин: О нарушении прав человека при проведении обязательного тестирования, с моей точки зрения, могут рассуждать только демагоги, но не те, кто потерял близких изза их пристрастия к наркотикам, кто видел своими глазами, во что превращаются умные и способные ребята под воздействием этой отравы, на какие преступления они способны ради денег. Ведь благодаря тестам можно выявить пристрастие к наркотикам у подростков на самой ранней стадии и спасти их жизни.

    Так, в 2008/2009 учебном году было организовано добровольное тестирование учащихся 911 классов уфимских школ, обследован 16841 учащийся и выявлено 45 положительных тестов, подтвержденных в ходе дополнительного обследования лабораторным путем.

    В обязательном порядке проверяют сегодня призывников. На техногенноопасных предприятиях республики в прошлом году при освидетельствовании 1573 работников выявлено 16 человек, находящихся на рабочем месте в состоянии наркотического опьянения. Неужели правозащитники хотят, чтобы эти люди продолжали работать?.. 

    РГ: Удается ли привлекать к ответственности организаторов наркогруппировок?

    Кокин: Мы пристально следим за судебными решениями, которые выносятся по законченным нашими следователями делам: только когда преступник отправляется за решетку, можно говорить об успехе проделанной работы.

    Чтобы не быть голословным, приведу конкретные цифры. В 2009 году в Башкирии по материалам наркоконтроля судами осуждены 493 наркопреступника, из них 289 гражданам назначено наказание в виде лишения свободы. А всего несколько лет назад в места лишения свободы отправлялось менее половины осужденных за наркопреступления.

    В последние годы отношение судей к ним стало намного строже. В судейском корпусе, как и в обществе, сформировано четкое понимание того, что сбыт наркотиков - то же убийство, отсроченное во времени, причем убийство не одного, а десятков и сотен человек. Хотя отдельные представители судейского корпуса иногда просто удивляют своей либеральностью. Некоторым контрабандистам дают всего по два года лишения свободы.

    Мы с нетерпением ждем сейчас приговор по делу, направленному нашими специалистами в Верховный суд республики в августе прошлого года. Речь идет о 30 участниках международного организованного преступного сообщества (в том числе и о бывшем подполковнике милиции), занимавшихся в 2003-2006 годах поставками и сбытом наркотиков на территории Башкирии, Самарской и Челябинской областей. Из 588 инкриминированных им эпизодов преступной деятельности 577 связаны со сбытом наркотиков. Выявлены также факты легализации участниками преступного сообщества шести миллионов рублей, полученных преступным путем. Впереди - громкий судебный процесс.

    РГ: Какую нерешенную проблему в антинаркотической деятельности в республике вы бы обозначили?

    Кокин: Конечно, проблемы имеются. Одно из главных направлений антинаркотической деятельности - развитие и совершенствование системы лечения и реабилитации наркозависимых.

    Сегодня активно дискутируется вопрос создания федеральной сети реабилитационных центров, которые на новой технологической основе, объединяя усилия государства, общества и бизнеса, кардинально решали бы проблему и при этом не давали повода сомнительным организациям, тоталитарным сектам, а нередко и просто полубандитским элементам спекулировать на человеческой беде и в безвыходной для родственников ситуации предлагать небескорыстную помощь.

    В то же время мы с грустью констатируем, что Центр психолого­педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, на создание которого из федерального бюджета выделено пять миллионов рублей, пока так и не появился. Создавать его необходимо именно в Уфе, так как большинство наркозависимых подростков проживают в столице республики. Пока мы можем целенаправленно работать с такими ребятами из группы риска через районные наркокабинеты или в выездных загородных лагерях. Но этого явно не достаточно.

    Цифра

    5,4 тысячи больных наркоманией было официально зарегистрировано на начало 2010 года в Башкирии. По данным УФСКН по РБ.

    Поделиться