Общественные организации, объединяющие производителей, продавцов лекарств, а также врачей и пациентов, обратились вчера к депутатам Госдумы с просьбой не спешить с принятием закона "Об обращении лекарственных средств", и тем более с введением его в действие.
Проект этого закона, который в конце января успешно прошел первое чтение в нижней палате парламента, оказался не столь хорош, как предполагали депутаты, почти единодушно поддержавшие документ. И об этом говорили на расширенном заседании Координационного совета партии "Единая Россия" по вопросам инновационного развития медицинской и фармацевтической промышленности, организованном совместно с Центром социально-консервативной политики, почти все выступающие.
Председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент Общероссийской организации "Лига защитников пациентов" Александр Саверский сожалел, что законопроект "не видит" пациента как потребителя лекарственных средств. В документе не отражены порядок отпуска, оплаты, приобретения и условия получения лекарств гражданами, проблемы возврата лекарств в аптеку, порядок рассмотрения их жалоб и претензий. Судя по законопроекту, пациент бесправен. Гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев обратил внимание на то, что в проекте закона не прописана ответственность чиновников за своевременное проведение экспертизы и регистрации лекарств. А любая задержка чревата большими потерями для бизнеса. Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков был обеспокоен нормой, требующей проведения клинических исследований в России лекарств, произведенных за рубежом. Но в стране, по мнению Шипкова, может не оказаться ни соответствующей базы для этого, ни достаточного числа пациентов. И в результате эффективные лекарства попадут на российский рынок с задержкой на пять, семь и даже 10 лет.
Но большинство участников заседания возмущались по поводу непомерно возросшей госпошлины за регистрацию лекарственных препаратов. Система регистрации "становится настолько сложной и дорогостоящей, что преодолеть ее смогут не все компании, что увеличит монополию крупных и снизит конкуренцию на рынке создания новых лекарств". Минздравсоцразвития предлагает повысить пошлину с нынешних 2 тысяч рублей фактически в 335 раз, и это скажется на цене лекарств, ликвидирует мелких производителей как класс и парализует рынок. "Общественники" от фармацевтики увидели в законопроекте и так называемый конфликт интересов и настаивали на антикоррупционной экспертизе законопроекта.
Председателя Координационного совета, Татьяну Яковлеву не устраивало то, что в законопроекте завышены требования к стажу экспертов, которые будут проводить клинические исследования лекарственного препарата для медицинского применения. Пять лет рабочего стажа - это много с учетом того, что наша фармацевтика только начинает "подниматься с колен" и нужных специалистов не найдешь.
За будущий закон вступился лишь один думский гость - губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, который настаивал на том, чтобы народные избранники не откладывали принятие документа надолго, а закрыли проблему "этим годом". Впрочем, ярославский губернатор согласился с тем, что надо повременить с введением закона в действие - не с 1 сентября 2010 года, а с 1 января 2011-го.
Некоторые мнения, прозвучавшие на заседании, стали откровением и явно озадачили замсекретаря президиума Генсовета "Единой России" Юрия Шувалова, который заключил, что законопроект оказался "не на том уровне" и может создать большие проблемы. Однако Шувалов заявил, что партия не допустит, чтобы закон не оправдал надежд, которые на него возлагаются. Поэтому думская фракция "единороссов" выступила с инициативой провести парламентские слушания по законопроекту, прежде чем выносить его на второе чтение.