Взрослое население страны сейчас переживает шок от открытия "Школы".
Почему мы так возмущены сериалом? В чем тайна подростковых комплексов и капризов? Кто виноват в том, что дети предпочитают секс чтению художественной литературы? На эти вопросы "РГ" отвечает социолог с мировым именем, доктор философских наук Игорь Кон.
В прошлой жизни я был специалистом по "розыгрышам"
Игорь Кон: Я вижу так называемое обсуждение сериала в виде юморески: "В запасниках Венского музея обнаружили ранее неизвестную картину Брейгеля "Слепцы разбивают оскорбившее их зеркало". Мы слепцы. Когда нам показывают реальное, это сразу вызывает страх и отторжение.
Российская газета: То есть мы ничего не знаем о своих недорослях?
Кон: Скорее, не хотим знать. Во-первых, у нас происходит то же самое, что происходит сейчас во всем школьном мире. Во-вторых, многое из того "ужасного", что нам сейчас показывают, было всегда в школе, и советской в том числе. Больше-меньше - это вопрос степени. Но при этом и учителя, и родители не выносили ни кусочка правды про подростков. Потому что как бы не ввести в соблазн! Я знаю, о чем говорю, - по детскому и подростковому кино в "прошлой жизни" считался специалистом. Смотрел все новое, что выходило на экраны, потому что, по просьбе Ролана Быкова, входил в комиссию по детской кинематографии Союза кинематографистов. Динара Асанова приглашала на просмотры фильмов до того, как они были официально приняты, то есть еще до того, как их "кастрировали". Владимир Меньшов, помните, его замечательный "Розыгрыш", приезжал ко мне в Ленинград и рассказывал, что когда фильм проходил, потребовали вырезать сцену, где мальчик прыгает с вышки: некоторые ракурсы приемную комиссию смутили.
Взрослым нравятся сентиментальные образы детей, даже если их собственный школьный опыт был далеко не сентиментальным. Они часто забывают, что это была совсем не легкая жизнь. Да и подростки далеко не сентиментальны. Романтики? Да. Но не "белые и пушистые".
Если образ детства у режиссера выходил правдивым, был обязательный скандал. Я помню, как трудно проходило "Чучело", первый советский фильм, где была показана ситуация, которая сегодня превратилась в мировую проблему. Коллективная травля! По-английски называется "буллинг". Это настолько страшно, что уже принято международное соглашение по борьбе с буллингом, только Россия, к сожалению, в него не входит. У нас, говоря о дедовщине, чуть-чуть затрагивают и школу, но недостаточно.
РГ: Не кажется ли вам, что такой правды о современных подростках хватило бы, скажем, на двухсерийный фильм. А когда в течение двух месяцев каждый день - подробности из жизни школьных негодяев, зэков или проституток, хочешь не хочешь, а привыкаешь, вживаешься... Разве это полезно для общественного здоровья?
Кон: Клоните к теме воспитания положительным примером? Да, была такая идея советской педагогики - воспитывать на положительных образах. В ней есть смысл, потому что на одной чернухе вы никого не воспитаете. Но любой педагог, любой психолог знает, что положительное может проявиться, только если рядом есть отрицательное, только в полемике. Никакой диспут без оппонента, причем серьезного, не получится. Глупо думать, что подросток механически впитывает то, что видит или слышит. В советское время ему не показывали ничего, кроме райской жизни, и не говорили ничего, кроме самых правильных слов. Но почему-то подражание это вызывало далеко не всегда. Все зависит от того, как увиденное ложится на жизненный опыт ребенка. А он сегодня гораздо более сложный и разнообразный, чем двадцать лет назад.
РГ: С этим не поспоришь, особенно после недавней трагедии в Ижевске, где 12 детдомовцев вскрыли себе вены по приказу старшего приятеля...
Кон: К несчастью, такое случается с подростками, которые еще не задумываются о смысле жизни. Они убеждены в собственном бессмертии. Нет, конечно, знают, что люди смертны, но про себя думают: пронесет. Ребенок взрослеет только после того, как начинает понимать, что жизнь конечна. Бесконечная жизнь не имеет конкретной ценности - значит, можно делать все, что угодно, даже резать вены... Это возраст! И сегодня эти вещи заземляются уже на более сложные исследования особенностей подростковой нервной системы, неравномерность созревания центров мозга, связанных с осознанием риска.
Есть и другой нюанс - подростковая коллективная демонстративность. В Москве как-то случился большой скандал, который, естественно, замяли. В очень хорошей, вполне благопристойной школе случайно кому-то из родителей попалась записка, в которой девочки-восьмиклассницы подписями засвидетельствовали, что к концу года избавятся от своей девственности. Кто-то инициировал, остальным понравилось...
РГ: Обычные подростковые компании с сильным лидером во главе часто живут по законам, напоминающим (не по сути, а по форме) тюремные группы. И дедовщина у подростков тоже присутствует. Как это объяснить?
Кон: Есть прямая аналогия, потому что все мужские сообщества строятся иерархически, при этом возникают определенные злоупотребления и отношения власти и дедовщина (насилие старших над младшими), которая имеет ритуальный характер с сексуальным моментом. Но любая аналогия - это условность. В одной школе - все очень, очень жестко: старшие издеваются над младшими, а в другой - просто есть лидер, которому многие подражают. Все зависит от дисциплины и квалификации учителей.
РГ: Как грустно, что у наших детей нарастает именно такого рода опыт...
Кон: Никуда не исчезли и чувства романтической любви, и потребность идеала... Но одновременно и то, что показали в сериале: школьники обмениваются по мобильнику своими фото в обнаженном виде. Это гораздо более откровенное проявление сексуальности, чем то, к которому мы привыкли. Явление это новое и в мире. Научная литература - только на иностранных языках. В российской зоне Интернета можно найти лишь куцые рефераты иностранных исследований. И за границей уже поняли, в чем его опасность.
При желании невинные игры с мобильником можно подать как участие в распространении детской порнографии. Техника сейчас такова, что одно послание может множиться и обретать тысячи адресатов. И даже если обойдется без вмешательства полиции, к примеру, в пуританской Америке, девочке или мальчику его "грешок" припомнят.
Подчиненные всегда хитрее начальника
РГ: На днях умер Сэлинджер, автор потрясающей повести "Над пропастью во ржи". Она появилась 60 лет назад, но современные подростки считают ее главного героя, прыщавого Холдена Колфилда, абсолютно своим. Такими же неуютными, наверное, были подросшие дети кроманьонцев. Как сосуществовать с "проклятыми подростками"?
Кон: Во всех без исключения культурах есть этап, когда у человека "все права, но нет обязанностей". Это переход к состоянию, когда за свободу нужно будет платить. Терпеть такого ребенка сложно. Поэтому, наверное, взрослые ведут с подростками нечестную игру. Причем так всегда было и, вероятно, всегда будет. Мы разыгрываем одновременно и детскую, и взрослую карты. Родители жалуются на инфантилизм отпрысков, но, с другой стороны, им приятно осознавать, что ребенок от них зависит, что он без них пропадет. Это дает почувствовать себя сильным, мудрым, успешным. Чего в жизни-то может и не быть: и зарабатываете вы не бог весть сколько, и гениальностью не отмечены, и перспективы ваши проблематичны, и жизнь не так чтобы удалась. А если вы начинаете разговаривать с подростком честно, он может рассказать о каких-то вещах, о которых вам слушать не хочется. Например, о своем сексуальном опыте...
РГ: В классе пятом-шестом?
Кон: А что вы хотите? Мир стал более открытым, дети раньше созревают, да и взрослое общество стало более сексуальным. Это же закономерный процесс: ослабел контроль со стороны родительской семьи, общества, церкви. Плюс доступная контрацепция, которая дает возможность раскрепощения... Во всем мире сексуальный дебют "поюнел". А вот брак - наоборот. Для него нужно гораздо больше социальных предпосылок, проще говоря, что-то иметь за душой. За сексуальной революцией последовала семейная. Одни позже вступают в оформленные браки, а другие вообще не считают нужным оформлять свои отношения. И то, что раньше пренебрежительно называлось сожительством, сегодня уважительно называется гражданским браком.
РГ: И это несмотря на то, что молодежь у нас в большом проценте верующая?
Кон: Действительно, многие утверждают, что они верующие, но это никак не сказывается на их поведении, в частности сексуальном. Думать, что они всерьез примут идею, что вступать в половую жизнь можно только после вступления в брак, вряд ли стоит. В 15-16 лет готовность дожидаться законного брака резко уменьшается.
РГ: Достаточно щекотливый вопрос. Подростки ведут дневники, доверяя им многое. Можно предположить, что и подробности своего первого знакомства с наркотиками... Опасный возраст... Вы оправдываете родителей, которые хотят, как бы помягче сказать, быть в курсе этих записей?
Кон: Вопрос заключается в одном: вас туда приглашают?
РГ: Кто же добровольно даст такое прочитать?
Кон: Тогда ответ прост: читать чужие письма и интимные дневники нельзя. Если вы учите своего ребенка этим правилам, то вы тоже должны эти правила соблюдать, как бы вам это ни было любопытно.
РГ: Но можно ведь просмотреть начало беды?
Кон: Начало беды в том, что вам не доверяют. Оправдать можно все что угодно, даже кагэбэшную практику, всюду ставить прослушки и микрофоны. Мол, не будет преступности. А она все равно будет, но человек имеет право на личную жизнь, даже если она вам не нравится. Беда в том, что наш родитель - начальник. И как от всякого начальника, от него лучше скрываться и рассказывать ему далеко не все. Если вы сохранили доверие своего ребенка, он в драматической ситуации вам обязательно про свой негативный опыт расскажет. А если вы за ним следите, то он от вас будет прятаться и, в конечном счете, обязательно перехитрит. Подчиненные всегда хитрее начальника.
Чемоданчик с деньгами
РГ: А воспитание, ответственность за неразумного?
Кон: Как у нас любят об охране или защите детей говорить. Ребенок в этой логике - чемоданчик с деньгами. Его можно приковать к руке или спрятать в сейф. А живого человека так охранять нельзя. Здесь работает только любовь и контакт. Интернет обеспечивает подросткам громадную независимость от старших. Без доверия ничего не добьетесь. Об этом советская педагогика сотрудничества очень хорошо понимала: ребенок это не сосуд, который надо наполнить, и не факел, который надо зажечь, это собеседник.
РГ: То есть подростковую вредность нужно просто перетерпеть: перебесится, быстрее будет человеком.
Кон: Это не самая удачная позиция. И я не сторонник идеи "все рассосется само собой". В компанию скинхедов попасть легко, а выбраться оттуда очень сложно. Но надо ясно понимать, что чем старше ребенок, тем более ограничены ваши возможности. Когда вы трехлетнего ведете за руку, а он вырывается и бежит под машину, вы его одернете силой. А 16-летнего вы уже силой не удержите.
А идея власти? Нет родительской власти, она очень мала. Известная аксиома: власть, которая держится на штыках, непрочна и рано или поздно рухнет. Теперь говорят о родительском авторитете. Но и это не данность: вот я тебя кормлю, значит, ты обязан меня слушаться...
РГ: По поводу "я тебя кормлю". Этот аргумент может присутствовать в семейных "разборках"?
Кон: Для подростка он неубедителен. Хотя и логичен.
РГ: Что такое благополучная семья?
Кон: В которой всем одинаково хорошо: и папе, и маме, и детям. А когда только кому-то одному, это уже что-то другое, а не благополучная семья. Это раньше роли были очень четко разграничены, все было нормативно: у кого власть, кто глава семьи. Но уже в советское время социологи перестали задавать вопросы о том, кто глава семьи. То есть не то чтобы совсем перестали, но они поняли, что вопрос неинформативный. В ответ вы получаете стереотипы. А если вы хотите понять реальное соотношение, вы начинаете выяснять, как принимаются основные решения. И тогда окажется, что в одних вопросах в одной и той же семье решающее слово у папы, в других - у мамы, в третьих - у детей, в четвертых - у всех вместе. То есть есть консенсус. Если его нет или все решает один - это конфликтная семья.