05.02.2010 00:20
    Поделиться

    Виктор Лошак: В сегодняшней журналистике разрушаются этические нормы

    Провокационный призыв журналиста к селекции людей вызвал общественный скандал

    Журналист Александр Никонов выступил с малодопустимой с этической точки зрения позиции: он опубликовал в газете заметку с предложением усыплять "дебилов" при рождении как своего рода бракованный человеческий материал.

    Его мнение прозвучало оскорбительно и для семей, воспитывающих детей-инвалидов, и для специалистов, занимающихся этой проблемой, и для верующих людей.

    Две матери, президент межрегиональной благотворительной организации "Хантер-синдром" Снежана Митина и активист межрегиональной общественной организации "Дорога в мир" Светлана Штаркова, обратились в Общественную коллегию по жалобам на прессу. Телесюжет о заседании комиссии был показан на центральных телеканалах. Несмотря на решение комиссии о том, что имела место профессиональная ошибка, унижающая и наносящая оскорбления чувствам людей, автор не изменил свое мнение.

    Светлана Штаркова собирается обращаться за защитой в суд. Мы обсуждаем тему с главным редактором журнала "Огонек" Виктором Лошаком.

    Российская газета: Виктор Григорьевич, в профессии торжествует провокация?

    Виктор Лошак: Я не считаю провокацию чем-то запретным и противопоказанным в журналистике. Например, журналист, специализирующийся на интервью, должен быть немножко провокатором, чтобы вывести собеседника на откровенность. Но тут дело не в провокации, а в площадке для провокации. В журналистике есть темы открытые, понятные, а есть закрытые, очень интимные, болезненные. Темы детей, здоровья, национальных отношений как раз относятся к таким. И журналист должен понимать, что там, где собираются точки боли, провокация невозможна.

    Но очевидно, что в сегодняшней журналистике разрушаются этические нормы. Появился, например, такой уму непостижимый жанр, как "ироничный некролог".

    РГ: Обычно рука не подымается бросать камень в коллег, врачи оправдывают врачей, журналисты журналистов, но здесь все-таки нарушена граница дозволенного...

    Лошак: По-моему, эта граница и не очерчена. Что только журналисты сегодня не готовы делать ради тиража или телерейтинга! Все мы наблюдали мутацию телеканала НТВ: из качественной журналистики в - я даже не знаю, как это назвать - телекатафалк? Так что у нас уже есть свои передовики размытия этических границ...

    Конечно, журналист должен защищать журналиста. В тяжелых ситуациях мы всегда держимся друг за друга. Но сегодня страшно размыто и само понимание журналистики. Если каких-нибудь 20 лет назад было ясно, чем занимается человек с микрофоном или блокнотом, то сейчас "под колпак" этого слова попадает и девочка у компьютера, никогда не соприкасавшаяся с реальной жизнью, и человек, который летит на войну.

    РГ: Похоже, что Никонов в выигрыше, его известность набирает баллы.

    Лошак: Феномен славы через скандал. Ну что здесь поделать? С ходу можно назвать десяток человек, которые сделали себе имя на грязи, скандале, провокации. И это люди куда менее талантливые и с менее насыщенной судьбой. Никонова, скорее всего, начнут приглашать в передачи Андрея Малахова. А в "Огоньке" Саша Никонов, хотя я вместе с ним почти не работал, считался опорным журналистом, ему многое доверялось. Кроме того что он руководил отделом науки, он писал и о политике, и об общественных отношениях. Он небезынтересный писатель...

    РГ: Тема физической селекции человечества упирается в фашистские ценности. Не тот опыт был у нас, чтобы шутить на эту тему.

    Лошак: Но слава на провокации добывается как раз выходом за общепринятые моральные границы. И в какой-то момент сами границы раздвигаются. Мне недавно уважаемый мною коллега из Грузии сказал, что не видит особой трагедии в сносе памятника героям войны в Грузии:" Для молодых людей это что-то прошлое, неинтересное, "из жизни бабушек и дедушек", как война 1812 года". А я считал, что это базовая ценность для всех живущих на пространстве бывшего Советского Союза, уберешь ее, и все посыплется.

    Нам же и политики время от времени дают пример презрения к моральности. Я, живший когда-то на Украине, не мог себе представить, что ее героями станут фашисты или палачи гетто.

    РГ: Но тогда надо думать о сопротивлении, об этической защите.

    Лошак: Конечно. Знаете, есть такая поговорка: нет смелых журналистов, есть смелые редакторы. Никонов всего лишь автор, а заказывает статью и выпускает ее главный редактор. Он первый и последний в цепочке ответственности.

    РГ: Только уж очень узким становится круг редакторов, с которыми удобно говорить об этике профессии. Увидев сюжет с Никоновым, подумала, что хочу позвонить Егору Яковлеву, Игорю Голембиовскому, ваша фамилия была третьей.

    Лошак: Я считаю, что редакторов газет надо и учить отдельно. Ну как режиссеров готовят отдельно от актеров. Работа главного редактора, кстати, похожа на работу режиссера. Здесь и управление коллективом, и постановка творческих задач, и поиск творческих решений. Отдельная подготовка редакторов - это хоть одна из позиций, которая поможет нам заняться куда более актуальной селекцией людей, чем заявленная Никоновым. Селекцией глупых от умных, этичных от аморальных.

    МНЕНИЕ

    Владимир Вигилянский,

    Протоиерей:

    - Мне кажется, мы невольно ловимся на провокацию. Если у человека позиция "буду хамить, хулиганить", надо как можно чаще отказывать ему во внимании. Идеи его примитивны и рассчитаны на инстинкты.

    Поделиться