Вчера в Мюнхене завершилась 46-я Международная конференция по политике безопасности. Ежегодный форум в столице Баварии эксперты называют второй по значимости после Совбеза ООН площадкой для серьезных дискуссий высокопоставленных политиков, дипломатов и военных.
Россия давно и активно использует трибуну Мюнхенской конференции для отстаивания своих взглядов. Не стал исключением и нынешний форум. Нашу страну там представляла солидная делегация - почти три десятка человек во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым.
Он, как и министр иностранных дел Сергей Лавров, выступал в первый день конференции - в рамках панельной дискуссии рассуждал о перспективах контроля за нераспространением ядерного оружия. Эта тема логично вписывалась в общий контекст разговора, который организаторы форума обозначили достаточно неожиданным лозунгом: "Больше никаких отговорок". Имелось в виду, что заявленные Россией и США планы сокращения ядерных потенциалов, наши инициативы по созданию новой архитектуры европейской безопасности, другие многообещающие предложения не требуют пространных разъяснений. От слов пора переходить к делу.
Сергей Иванов дал понять, что Россия только "за" и готова идти по пути разоружения.
- Ядерное оружие хотя и остается стержнем системы стратегического сдерживания, но не может рассматриваться как панацея от всех угроз и вызовов, - заявил российский вице-премьер. - Оно может и должно быть ликвидировано.
Но возможно ли полное уничтожение ядерного оружия - так называемый глобальный ноль? В ответе сошлись все участники дискуссии - возможно. Не сразу, не вдруг, но это реально. Как выразился Сергей Иванов и в чем его поддержал председатель комиссии сената США по иностранным делам Джон Керри, если мы сейчас не начнем такую работу, то это не будет сделано и нашими внуками.
Российские военные и политики не понимают, чем вызвана необходимость размещения американских объектов ПРО в Румынии. Россия и Америка вроде бы договорились совместно выявлять угрозы, анализировать их и искать адекватные ответы. А с появлением военных объектов США в Румынии, ответы приходится искать России. Нам неизвестно, против кого эти объекты будут направлены, какие системы вооружения там установят. Если это информационная РЛС ПРО, подобная той, что американцы планировали построить в Чехии, то ситуация станет здорово напоминать русскую пословицу: "Поменяли шило на мыло". О таких совершенно оправданных опасениях Иванов в Мюнхене говорил с сенатором Керри и авторитетным американским политиком Генри Киссинджером. Этот разговор, судя по всему, не последний.
Накануне открытия Мюнхенской конференции президент Медведев утвердил новую Военную доктрину России. Журналисты поинтересовались у Сергея Иванова, что там говорится о возможности применения нашей страной ядерного оружия?
- Принципы его использования такие же, какие были в прежней доктрине, - ответил вице-премьер. - Гипотетически ядерный арсенал можно применить в двух случаях. Если по нам нанесен атомный удар. И если агрессию обычными вооружениями не удается отразить неядерными средствами, а существованию нашего государства грозит реальная опасность.
Корреспондент "РГ" попросил Сергея Иванова прокомментировать российскую позицию по тактическому ядерному оружию. Вице-премьер объяснил, что после подписания нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений Россия и США могут испытать давление по тактическому ядерному оружию. Однако не стоит забывать, что наша страна занимается этой проблемой с 90-х годов. Мы в добровольном порядке сократили такой арсенал, сосредоточили его на своей территории, забрали из войск и складировали в специальных хранилищах. Насколько надежно его охраняют, в прошлом году смогли убедиться американские эксперты.
В то же время США не торопятся делать ответные шаги. Часть тактического ядерного арсенала, в том числе специальные авиабомбы, американцы по-прежнему дер жат на своих военных базах в Европе. Понятно, что российских политиков и генералов интересует, в чью сторону они могут полететь? К тому же, напомнил Иванов, надо отдавать себе отчет, что такие объекты как магнитом притягивают к себе террористов.
Вице-премьер уточнил, что новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, скорее всего, будет подписан во второй половине нынешнего года. Где это произойдет, по его мнению, не столь важно. Главное, чтобы вслед за подписанием документ был ратифицирован. Только в этом случае он официально вступит в силу.
- Соглашения такого рода - это всегда разумный компромисс, - подчеркнул Сергей Иванов. - Россия к нему готова. США вроде бы тоже.