Реформа электроэнергетики стала одной из самых масштабных за годы, прошедшие с распада Союза. Отрасль пережила смену собственника, но его качество оказалось не совсем тем, на которое рассчитывали. В результате ряд крупнейших предприятий не получил помощь, которую должен был получить, перейдя в частные руки, и испытывает дефицит или плодотворной управленческой мысли, или обещанных инвестиций. Зато унаследовал проблемы.
Исторически платежи за электричество в стране не отличались пунктуальностью. Я, конечно, говорю о новейшей истории. После распада Союза всех в стране уравняло тяжелое экономическое положение, поэтому деньги, как форма оплаты, частично уступили место бартеру. Сегодня причиной неплатежей становится кризис. Недалек тот момент (а точнее, почти наступил), когда на рынке электроэнергетики все будут должны всем. Потребители должны сбытам, гарантирующим поставщикам, которые в свою очередь должны сетевым и генерирующим компаниям, а те - газовикам, угольщикам, подрядчикам. При этом большинство энергетических компаний в вопросах урегулирования проблемной задолженности ведут себя, как будто у них с этим нет проблем: единицы ведут жесткую системную работу по взысканию с должниками.
Проблемы множатся: оборудование устарело физически и морально, средств на обновление нет. Сегодня цены на электроэнергию не регулируются рынком и рост их ограничен и недостаточен для обновления материальной базы. Посредники на рынке сбыта сегодня тоже счастья не прибавляют, "выедая" не менее 10% от тарифа. А в 2011 году, когда цены будут либерализованы, конфликты между должниками и кредиторами будут повсеместными.
Конечно, можно попытаться решить проблему задолженности с помощью регулирования тарифов по максимуму. А с точки зрения юристов, вопрос надо решать на уровне энергокомпаний и их работы по взысканию дебиторской задолженности. Активная юридическая работа с кредиторской и дебиторской задолженностью в сфере энергетики должна начинаться на уровне энергосбытовых компаний. Закон и сложившаяся судебная практика позволяют генерирующим компаниям взыскивать задолженность со сбытов, а те могут передавать им в счет задолженности свою дебиторскую задолженность, и тогда сбором долгов с наиболее крупных должников будут заниматься генерирующие компании, менее зависимые от регионов и их РЭКов. Возможно и введение процедур банкротства в отношении сбытов. Взыскание, погашение кредиторской задолженности в электроэнергетике требует нестандартного, комплексного юридического подхода. Но часто показательная и прецедентная работа лишь по отдельным проблемным должникам дает общее уменьшение дебиторской задолженности за счет психологического эффекта. Сейчас подобную работу с должниками проводят банки руками юристов. И получают или деньги, или активы.
К сожалению, многие еще не осознают, что уже оказались в жестком цейтноте. Если сейчас генерирующие, сетевые и сбытовые компании не начнут в жестком режиме работать с долгами, то сами окажутся в положении должников. Кредиторы и поставщики газа, угля, подрядчики скоро начнут буквально душить требованиями сбытовые компании так же, как остальные. А возглавят этот процесс банки, которые еще вчера кредитовали, инвестировали в эту отрасль. Точнее, те из них, кто выживет сам.
Сегодня и должник, и кредитор имеют возможность реализовать свое право - на защиту от кредитора или на взыскание задолженности соответственно. Вопрос лишь в том, кто первый об этом задумается. Для грамотной работы с задолженностью с любой стороны существуют реальные возможности, инструменты и методы, проверенные на практике. Только применять их надо профессионально и своевременно.