Российский сектор IТ будет расти благодаря увеличению спроса со стороны как государственных организаций, так и частных лиц. По прогнозам аналитиков ФК "Уралсиб", отложенный спрос компаний на IТ-решения, возникший в результате кризиса, будет поддержан стремлением оптимизировать бизнес-процессы. В условиях смягчения финансовых ограничений отечественные компании будут наращивать инвестиции во внедрение таких технологий, как CRM (системы управления взаимодействием с клиентами) и ERP (системы планирования ресурсов предприятия), а также аналитические системы поддержки принятия решений. Согласно базовому сценарию объем российского IТ-рынка после его сокращения на 30% в 2009 году восстановится до первоначального уровня лишь в течение 2011 года. В дальнейшем же темпы его роста будут как минимум на 6% превышать темпы роста российской экономики.
Как ожидают аналитики компании "Уралсиб", среднегодовые темпы роста сегментов IТ-услуг и программного обеспечения в 2010-2015 годах составят 25%. По мнению экспертов, эти сегменты менее развиты по сравнению с сегментом аппаратного обеспечения и в будущем должны выиграть от роста спроса со стороны российских компаний. Усложнение бизнес-процессов также приведет к росту спроса на IТ-услуги. По оценкам компании Gartner, общее падение российского IT-рынка в 2009 году составило 35%. Можно сказать, что на дно рынок тянули сегменты программного обеспечения и оборудования - минус 44 и 48% соответственно. На фоне остальных сегментов сектор IT-услуг выглядит тихой гаванью - это направление показало отрицательную динамику в пределах 5%", - считает президент группы "Астерос" Михаил Эренбург. По его прогнозам, в этом году IT-рынок начнет медленное восстановление, но к докризисным показателям вернется не ранее 2012 года.
По мнению руководителя агентства CNews analytics Максима Казака, больше всего пострадал рынок оборудования. Это связано с мировой тенденцией перехода от настольных компьютерных систем к ноутбукам. На рынке настольных систем сотни российских производителей очень неплохо себя чувствовали. Они занимались тем, что собирали компьютеры из китайских комплектующих и владели около 60% рынка. Сегмент ноутбуков российские компании осваивают с трудом и уступают свои позиции крупным иностранным производителям.
"В 2010 году стоит ожидать восстановления рынка в связи с реализацией отложенного спроса, сформировавшегося в 2009 году в связи с кризисом. Мы прогнозируем увеличение объема IT-бюджетов в России в этом году на 20-25%. Помимо увеличения в относительных цифрах IT-бюджеты в 2010 году будут отличаться от предыдущих сокращением сроков окупаемости - более высоким уровнем окупаемости инвестиций - и сроков реализации IT-проектов", - считает заместитель генерального директора "Микротеста" Сергей Бонадысенко.
Один из наиболее пострадавших сегментов IT-рынка - программный, и его в этом году ожидает наиболее быстрое восстановление, считают некоторые участники рынка. "В целом рынок программного обеспечения в России в 2009 году сократился на 40-45%. Это общий уровень падения, но, конечно, продажи разных поставщиков брендов вели себя по-разному. Например, рынок информационной безопасности существенно вырос. IT-рынок в 2010 году, на наш взгляд, вырастет на 20%", - считает председатель совета директоров Softline Игорь Боровиков.
В отрасли остро стоит проблема кадров. По данным Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), около 44% российских IT-компаний в период кризиса сократили штат сотрудников.
По данным опроса, 24% из опрошенных компаний сократили штат сотрудников менее чем на 10%, еще 20% IT-фирм уменьшили численность персонала на 10-20%. При этом 21% IT-компаний сократили фонд оплаты труда на 10-20%, еще 17% уменьшили его менее чем на 10%. Оставшиеся предприятия оплату труда оставили на прежнем уровне (41%) или увеличили (21%).
"В целом же по рынку можно сказать, что наблюдается сокращение бэк-офисов компаний, а также специалистов, не являющихся носителями серьезных компетенций, - считает директор по персоналу компании "АйТи" Ида Есипенок. - Причем наибольшую сложность испытывают средние компании со штатом 200-300 человек. Многие из них из-за текущей ситуации на рынке вынуждены "сливать" специалистов, взятых под быстрое развитие".
Сокращения в IT-отрасли не приняли масштабный характер, считает генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий: "На нашем рынке дефицит кадров к началу кризиса был так высок, что незначительные сокращения, которые провели IT-компании в качестве превентивных мер (не более 5-10%, и при этом они не затронули производственный персонал), скорее позитивно повлияли на рынок труда, который ранее был чрезвычайно "перегрет".
В этом перегреве виноваты компании-работодатели, которые предлагали сверхвысокие зарплаты, чтобы переманить и удержать IT-специалистов. Зарплаты у московских работников сферы информационных технологий росли быстрее, чем в каком-либо другом секторе. Согласно отчету HeadHunter в начале 2008 года зарплата у аналитика столичной IT-компании составляла 72,3 тысячи рублей, у менеджера проекта - 62,4 тысячи, у тестировщика - 40 тысяч рублей, web-мастера - 31,8 тысячи рублей.
Участники рынка также отмечают, что сейчас новые проекты у них стартуют значительно реже, чем до кризиса, и они продолжают реализовывать начатые ранее стратегические проекты. По-прежнему остаются нерешенными в IT и кадровые вопросы: нынешняя волна увольнений коснулась в большей степени начинающих специалистов. "Поскольку IT-рынок - это интеллектуальный рынок, то в первую очередь вопрос стоит не в количестве специалистов, а в их качестве. Поэтому спрос на хороших специалистов не падал и вряд ли упадет. Узкопрофильных и высококлассных специалистов, как и прежде, не хватает", - говорит Ида Есипенок.