Парламент Болгарии ратифицировал соглашение об участии этой страны в проекте "Набукко", подписанное в июле 2009 года в Турции. По "Набукко", который является основным конкурентом российского "Южного потока" (параллельного трубопровода), природный газ из Каспийского бассейна, Средней Азии, Ирана, а в перспективе - и из Северного Ирака будет поставляться в Европу в обход России.
Примечательно, что одновременно министр энергетики Ирана заявил в Анкаре после переговоров с турецким коллегой о возможности подключения России к "Набукко" (похоже, в связи с болгарской позицией): "В последний год экспорт российского газа в Европу сократился на треть. Может, Россия когда-нибудь переправит свой газ по "Набукко". У Туркмении и Казахстана нет возможности переправлять свой газ по Каспию: они могут его направлять либо через РФ, либо через Иран".
Соглашение по "Набукко" наряду с Болгарией подписали Турция, Румыния, Венгрия и Австрия. Строительство газопровода планируется завершить к 2014 году, а его мощность составит 31 млрд кубометров в год. Инвестиционная стоимость проекта в текущих ценах достигает почти 8 млрд евро. Что касается "Южного потока", Болгария участвует и в этом проекте, настаивая, однако, на уточнении его экологических параметров.
В связи с неопределенной позицией Софии в конце прошлого года РФ договорилась с Турцией о создании в ее европейской части линии этого трубопровода, "выходящей" в Грецию или Болгарию. А далее - в бывшую Югославию или Адриатику в направлении на Италию и Центральную Европу. По своим экономическим и географическим характеристикам оба трубопровода сопоставимы, но в случае проблем с газопроводным транзитом не только через Болгарию, но и через Грецию турецкая часть "Южного потока" рискует оказаться лишней. Да и сам этот проект станет в буквальном смысле географически невозможным.
Но не все страны - крупные поставщики газа поддерживают "Набукко". Как отметил недавно Ильхам Алиев, этот проект стал слишком политизированным. "Между тем, ряд стран подключаются к его потенциальному конкуренту - российскому проекту "Южный поток", создавая неопределенность в приоритетности этих проектов", - сказал он.