09.02.2010 00:30
    Поделиться

    Исследование: оптовая торговля прошла низшую точку кризиса

    Оптовая торговля прошла низшую точку кризиса, но оптимизм относительно ее будущего оказался преждевременным - к такому выводу пришли аналитики Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики, сравнив результаты опроса руководителей 2,7 тысячи организаций отрасли за четвертый квартал с предыдущим.

    Оптовикам не удалось закрепить большинство положительных тенденций третьего квартала, когда впервые в 2009 году доля организаций, увеличивших свой оптовый товарооборот, объем продаж в натуральном выражении и ассортимент, превысила удельный вес структур, сработавших с минусом. Во многом это объясняется противоречивой динамикой спроса, росшего в третьем квартале и упавшего в четвертом (особенно на строй- и лесоматериалы, а также автотранспортные средства).

    К концу 2009 года резко дали себя знать недостаток финансовых средств, неплатежеспособность покупателей, высокий уровень налогов. Далеки от докризисного уровня и оценки руководителями ситуации с обеспеченностью кредитными и заемными средствами. Однако, по мнению респондентов, кредитование торговых фирм понемногу восстанавливается. Несмотря ни на что, оптовой торговле удалось удержать от дальнейшего падения такой показатель, как прибыль.

    На гребне успеха оказались оптовики, реализующие медицинские товары, косметику и продовольствие. Они отметили очередной всплеск спроса и соответственно объемов продаж, что скорее всего объясняется изменившейся в период кризиса структурой потребления в пользу продуктов питания и товаров первой необходимости. Впрочем, лидерами по расширению ассортимента стали не они, а организации, "ведающие" сельхозсырьем и живыми животными - сказались усилия властей по укреплению материальной базы сельхозпроизводства. В свою очередь, наиболее сузился ассортимент оптовиков, реализующих химические продукты, отходы и лом, против которых "работали" неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, приток импорта, слабая реклама.

    Обращают внимание аналитики и на такую деталь -четвертый квартал подряд в отрасли снижаются темпы сокращения кадров, однако занятость все еще далека до оценок предкризисного уровня. Видимо, организации оптовой торговли уже сократили своих работников до предела, за которым возможно снижение эффективности основной деятельности. Численность работающих в большинстве организаций скорее всего сохранится на уровне IV квартала 2009 года до тех пор, пока не начнется заметный рост потребительского спроса, считают авторы исследования.

    Интересно, что несмотря на то что в деятельности оптовых фирм в IV квартале преобладали негативные тенденции, 76% руководителей оптовых организаций, принявших участие в обследовании, оценили свое экономическое положение как "удовлетворительное".

    Если предположить, что ухудшение ситуации, выявленное последним обследованием, носит в основном сезонный характер, то не исключено, что оживление в секторе оптовой торговли начнется не ранее конца второго квартала 2010 года. Однако запустить в полную меру его "механизм" удастся лишь при сбалансированности экономических процессов в целом, а также улучшении ситуации в реальном секторе и секторе домашних хозяйств, заключают эксперты.

    Поделиться