На Всероссийском форуме в Орле разработали концепцию развития сельских поселений

Окончательный вариант этого документа чиновники отредактировали в ходе первого Всероссийского форума сельских поселений, который прошел в Орле.

Костяк концепции представил минсельхоз. А тем, кого он касается в первую очередь, дали возможность внести коррективы и предложения. Регионы не преминули этим воспользоваться, и в Орел съехалось свыше 500 делегатов. Озвученные проблемы характерны для всей отечественной глубинки. Последние 20 лет ознаменовались падением рождаемости и увеличением смертности, оттоком из села молодежи, закрытием предприятий, снижением доходов местного населения и, как следствие, бюджетных поступлений. Словом, периферия "не живет, а выживает".

Именно такое определение дал замминистра сельского хозяйства Александр Петриков. По его словам, страна нуждается в единой концепции развития сельских поселений. Ситуация сложилась парадоксальная. С одной стороны, по линиям разных министерств действует множество программ, провозглашающих курс на поддержку глубинки. Но они, как правило, общие, и село в них фигурирует в качестве составной части. Например, в программу закладывается статья по строительству сельских дорог, но при этом совершенно не учитываются развитие социальной сферы и создание новых рабочих мест. В результате то, что заложено на дороги, финансируется по остаточному принципу.

 - К сожалению, ни в одном из действующих документов село не выделено как самостоятельный объект, - рассказал Александр Петриков. - Поэтому назрела необходимость создания комплексной и самостоятельной программы его развития. Речь идет о том, чтобы замедлить процесс депопуляции и стабилизировать демографическую ситуацию. Также надо повысить занятость трудоспособных жителей и сократить долю населения с ресурсами ниже прожиточного минимума.

Однако это не полный перечень проблем, решение которых признано первоочередным. В списке также необходимость модернизации коммунального хозяйства, улучшения качества бытового и социального обслуживания, строительства жилья, привлечения инвесторов в село. Кое-где начинать развитие придется практически с нуля - с возрождения, настолько все пришло в запустение.

Кстати, на форуме вспомнили и о различности условий, в которых пребывает сегодня село. В последние годы этим вопросом всерьез не интересовались. Вся наша глубинка независимо от своего местоположения, плотности населения и прочей специфики живет по одинаковому стандарту. Хотя, очевидно, что села на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и в центре России привести к одному знаменателю нельзя.

- Проект должен быть целевым, но необходимы принципиально разные подходы, - считает гендиректор международного Центра развития регионов Игорь Меламед. - Попробуйте объяснить американцу, что Аляска и Калифорния обязаны развиваться по одинаковым законам. К сожалению, то, что всегда было совершенно очевидно, акцентировано только сейчас.

Вместе с тем в ряде регионов накоплен положительный опыт комплексного развития сельских территорий. По мнению Игоря Меламеда, этот опыт не только достоин внимания, но и обязательно должен быть обобщен и растиражирован. В качестве примеров он назвал проекты, опробованные в Орловской, Белгородской, Ярославской и Ленинградской областях, а также в Мордовии, Татарстане и Чувашии. Основной принцип, заложенный в них, - формирование в селе самобытной и саморазвивающейся территории. Иными словами, власти как могут привлекают инвестора и туристов и строят жилье для молодых специалистов.

- Экспериментальный региональный проект развития села мы начали в 2005 году на базе четырех сельских поселений, - рассказал первый замгубернатора Вологодской области Валентин Горобцов. - Поставили перед собой смелую цель - сформировать принципиально новый тип поведения сельского жителя. Когда начинали, проблем было хоть отбавляй - пьянство, нежелание работать, молодежь буквально бежала в города. Сегодня те четыре села не узнать. Они стали центрами спортивной и культурной жизни.

Подобные островки благополучия существуют во многих регионах. Как правило, именно туда привозят "на смотрины" высоких гостей. Но как быть с остальными? Тут мнения разделились. Власти на местах считают, что нужна господдержка, ведь у них самих денег нет. В доказательство приводят цифры. На долю сельских поселений в консолидированном бюджете страны приходится лишь 9,4 процента средств (69,5 миллиарда рублей). В то же время в городских округах сосредоточено 63,8 процента (468,1 миллиарда рублей), в районах - 26,8 (196,6 миллиарда рублей). Основная доля расходов у сельских властей уходит на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений и выплату зарплаты.

 - Мы накопили положительный опыт в комплексном обустройстве сельской местности, - рассказал орловский губернатор Александр Козлов. - Есть опыт в жилищном строительстве, финансовой поддержке экономической активности сельского населения, расширении сферы его занятости. Но необходимо отметить и наличие ряда проблем, требующих системного решения и большего финансового обеспечения. За счет муниципалитетов и регионов мы эти проблемы не решим.

Необходимость господдержки признают и в верхах. По мнению Александра Петрикова, ее в первую очередь следует оказывать организациям и предприятиям, которые придут возрождать село. Сегодня глубинка непривлекательна для бизнеса. Например, для строителей действует единый режим налогообложения, независимо от того, где они возводят объекты, - небоскреб в столице или мясной цех на селе. Они выбирают Москву, где при прочих равных условиях спрос и цены на их продукцию гораздо выше.

 - Предприятиям и организациям, работающим в сельской местности, необходимы преференции со стороны государства, - считает Александр Петриков. - Это могут быть субсидированные кредиты, налоговое освобождение, лизинг, льготы при подключении к инженерным сетям и другие меры. В специальной поддержке также нуждается малый и средний бизнес, например сельские строители, организации Роспотребсоюза и другие.

Есть и другой путь. В Госдуме обратили внимание на то, из чего формируются бюджеты сельских поселений - в основном из налогов на доходы физических лиц. Тут кроется большая проблема. Селяне ездят на заработки в город. Налог с них взимается по месту работы, а не по месту жительства, и уходит в городскую казну. В то же время все услуги - медицинские, социальные, образовательные - предоставляются по месту жительства. Их надо оплачивать, но за счет чего, если местную казну никто не пополняет?

- Пора не только расширять налогооблагаемую базу, но и проработать вопрос о закреплении за местными бюджетами дополнительных налоговых доходов, - считает председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко. - Может быть, пришло время рассмотреть вопрос об уплате налога на доходы физических лиц по месту их жительства, а не по месту работы?

Это предложение, как и многие другие, вошло в проект концепции устойчивого развития сельских поселений. По окончании форума она была отправлена в правительство страны для утверждения.

Кстати

По данным минрегионразвития, в России насчитывается свыше 19 тысяч сельских поселений, что составляет 88 процентов от числа всех поселений. В них проживает около 40 миллионов человек, или 27 процентов общей численности населения