Из-за перебоев с подачей природного газа на "Тольяттиазот" остановлены семь агрегатов

В этом году завершается первый этап реализации Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, принятой два года назад. Ее основной целью является развитие конкурентоспособности отечественного химического комплекса.

Для более эффективного решения столь важной задачи некоторые регионы разрабатывают и собственные стратегии развития. Например, в правительстве Самарской области недавно приняли концепцию развития нефтехимической отрасли на ближайшие пять лет. Планируется, что в регионе к 2015 году индекс производства по сравнению с 2008 годом увеличится на 34,1 процента - в нефтеперерабатывающей, на 22,2 - в нефтедобывающей и на 30,5 процента - в химической промышленности. Расчет строится на том, что все существующие на сегодня в области химические предприятия будут модернизировать оборудование и внедрять инновационные технологии.

Однако происходящее сегодня с одним из субъектов этой концепции, самым крупным химзаводом области - ОАО "Тольяттиазот", ставит под вопрос возможность ее реализации. Из-за перебоев с подачей природного газа на предприятии были остановлены семь из одиннадцати агрегатов по производству аммиака, карбамида и метанола, а оставшиеся четыре загружены лишь наполовину.

До недавнего времени ТоАЗ был одним из самых крупных предприятий по производству жидкого аммиака не только в стране, но и в мире. Его строительство началось в 1974 году, а в апреле 1979 года тольяттинский химический гигант начал производство аммиака. Это была одна из самых масштабных комсомольских строек СССР, куда по призыву съехались тысячи молодых людей из всех уголков страны. Большинство из них остались в Тольятти, всю жизнь проработали на ТоАЗе и стали основателями многочисленных рабочих династий. Пережившее советскую эпоху, выстоявшее в период лихих 90-х, сейчас процветающее предприятие находится на грани остановки.

Основным сырьем для "Тольяттиазота" является природный газ. Производственные мощности химического гиганта рассчитаны на потребление 5,7 млрд кубометров сырья в год. Сначала весь объем газа предприятие закупало у "Газпрома" по ценам, установленным Федеральной службой по тарифам. Об этом в конце 90-х между компаниями был подписан соответствующий договор, но, как сообщает пресса, спустя год условия соглашения были пересмотрены. Газовый монополист решил поставлять предприятию лишь 2,7 млрд кубометров в год, остальное "Тольяттиазот" должен был закупать у дочерних структур "Газпрома" - ООО "Самарарегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" - по рыночным ценам. По условиям соглашения тольяттинское предприятие, пишут СМИ, должно либо закупать весь объем газа по предложенным ценам, либо отказаться от его покупки вообще.

С 1 января 2010 года цена на "лимитированный" природный газ для ТоАЗа увеличилась на 15 процентов - до 2835 рублей за 1 тыс. кубометров, а рыночная цена за такой же объем возросла более чем на 20 процентов и составила 3403 рубля.

Ситуация осложняется еще и тем, что "Межрегионгаз" с конца ноября прошлого года по неизвестным причинам периодически ограничивает подачу сырья на предприятие. В декабре прошлого года вместо 346 млн кубометров ТоАЗ получил 243 млн кубометров, между тем только для поддержания неработающих агрегатов в безаварийном состоянии заводу нужно 105 млн кубометров газа в месяц.

В результате перебоев с поставками в трубопроводах упало давление газа с 50 до 35 атмосфер, что и стало причиной остановки 7 из 11 агрегатов. "Четыре оставшихся агрегата работают в режиме неполной загрузки, что ведет к экономическим потерям и создает угрозу технологической безопасности. Кроме того, из-за скачков давления газа невозможно оценить их технологическое состояние", - цитирует "Интерфакс" заявление пресс-службы предприятия. Из пресс-релиза также следует, что "из-за резкого ограничения подачи газа и снижения давления ниже допустимых технологических требований на фоне сильных морозов было выведено из строя более 50 крупных производственных узлов, уникальное и дорогостоящее теплообменное оборудование, работающее при температурах выше 450 градусов и давлении выше 100 атмосфер, было испорчено".

Сейчас "Тольяттиазот" несет колоссальные экономические потери, и вызваны они не только резким спадом производства основной продукции - аммиака. Предприятие вынуждено расходовать значительные объемы сырья на поддержание агрегатов в неработающем состоянии и тратить огромные средства на ремонт сломавшихся производственных узлов.

При этом стоит отметить: по подсчетам экспертов, у газпромовских структур есть возможность, как пишут СМИ, снизить цены на газ на 17 процентов. Это позволит заводу сэкономить около 1 млрд рублей в год. Высвобожденные средства предприятие могло бы направить на модернизацию и внедрение инноваций, что, с одной стороны, способствовало бы скорейшей реализации госконцепции развития нефтехимической отрасли в Самарской области. А с другой стороны, росту общего благосостояния региона, поскольку ТоАЗ является одним из самых крупных местных налогоплательщиков. Сэкономленные деньги могли бы пойти на развитие и поддержку социальной инфраструктуры. До сих пор, несмотря на все экономические трудности последних лет, на балансе у завода по-прежнему находятся санаторий "Надежда" и поликлиника. Предприятие продолжает своими силами строить жилые дома и объекты культурно-спортивного назначения, которых сегодня так не хватает Тольятти.

Неудивительно, что именно с "Тольяттиазотом", а также двумя другими крупными химпредприятиями Тольятти - "Куйбышевазотом" и "Тольяттикаучуком", самарский министр промышленности, энергетики и технологий Владислав Капустин связывает будущее области. "Мы очень много говорим о планируемых частных инвестициях, но в то же время уделяем совершенно недостаточно внимания и времени крупнейшим компаниям, которые работают на территории Самарской области", - с сожалением отметил министр на презентации концепции. И добавил, что главная цель концепции развития нефтехимической отрасли в регионе - создать благоприятные условия для реализации инвестиционных программ уже существующих предприятий, что в перспективе положительно скажется и на местном бюджете, и на жителях региона, поскольку модернизация и внедрение новых мощностей всегда способствует созданию новых рабочих мест. Что особенно важно для Тольятти, где на сегодняшний день насчитывается более 16 тыс. официально зарегистрированный безработных.

Впрочем, как показывает пример "Тольяттиазота", шансы на практическую реализацию принятой самарским правительством концепции развития нефтехимической отрасли кажутся призрачными. К двум дочерним структурам "Газпрома", из-за действий которых страдает предприятие, прибавилась, как пишут СМИ, третья - ООО "Самаратрансгаз", которое обслуживает небольшой 6-километровый участок трубопровода, по которому поставляется газ на завод. С нового года тарифы на это обслуживание, которым реально занимаются три специалиста в будке, выросли для ТоАЗа на 20 процентов, и завод должен заплатить 44 млн рублей за год. В компании причины значительного повышения тарифов, которое более чем в 2 раза выше уровня инфляции, прогнозируемого минэкономразвития, не объяснили, сославшись на коммерческую тайну. Безрезультатными, как сообщил "Интерфакс", пока остаются и обращения "Тольяттиазота" в органы федеральной и региональной власти, "Газпром", Антимонопольную службу с просьбами урегулировать вопрос с поставками газа.

Обстановка на "Тольяттиазоте" требует публичного обсуждения, уверен депутат Самарской Губернской Думы Александр Дроботов. "Надо избежать остановки "Тольяттиазота". Если к АвтоВАЗу добавится эта проблема, это очень серьезно ударит по Тольятти", - подчеркнул он и добавил, что в ближайшее время "планирует вместе с коллегами по депутатскому корпусу обсудить подготовку обращения по этой проблеме". "Это очень тревожная ситуация, на которую нельзя не обращать внимания", - считает Дроботов.

История ТоАЗа в очередной раз наглядно продемонстрировала, насколько даже крупные предприятия несырьевого сектора экономики зависят от не всегда обоснованной тарифной политики естественных монополий. Вынуждая отечественных потребителей платить за свои услуги и сырье по ценам мирового рынка, монополии только ослабляют позиции российских компаний. А с такой политикой достичь стратегических целей будет практически невозможно ни в химическом комплексе, ни в любом другом.