Огорчение мэру Москвы доставило вчерашнее обсуждение на заседании городского правительства ситуации в усадьбе "Царицыно". Как известно, дворец Екатерины II - самый длинный в истории России долгострой - в 200 лет, дошедший до наших дней в виде руин, - два года тому назад был достроен столицей и является любимым детищем Юрия Лужкова.
Полюбили обновленную усадьбу и москвичи, и гости столицы. Как сообщил в своем докладе Юрий Буланов, префект Южного административного округа, в будние дни сюда приходят до 50 тысяч посетителей, а в выходные и по праздникам - до 100-150 тысяч. Но руководитель департамента культуры города Сергей Худяков заговорил не об этом:
- Нас очень беспокоит качество строительства, - признался он. - Хлебный дом подвержен сырости. По нашей просьбе Мосжилинспекция провела обследование и обнаружила, что фундаменты и грунты под ним находятся в ограниченной работоспособности. Во многих местах - следы намокших стен, отслоения штукатурки, лакокрасочных покрытий и многочисленные трещины. На большей части конструкций обнаружилась коррозия, на лестничных площадках и маршах - трещины.
Еще хуже ситуация в оранжерейном комплексе. Строители его сдали лишь в начале прошлого года, но эксплуатировать в полной мере комплекс нельзя до сих пор. Дело в том, что необходимый температурно-влажностный режим выдерживать там невозможно. В итоге в морозы температура опускается всего до 2 градусов тепла, что приводит к заболеваниям и гибели завезенных растений. К тому же все время происходит переувлажение подземной части, намокают полы и в помещениях появляется грибок.
Свои проблемы, по словам Худякова, и в Большом дворце. Мощность тепловых завес, устроенная изначально у входных групп, оказалась недостаточной, а вентиляция в жару протекает. Поэтому хранители музея тревожатся за сохранность экспонатов.
- Мы, конечно, понимаем, что не каждый день реставрируются дворцы после двух веков забвения, - заключил Худяков свое выступление. - Но будет неправильно, если устранение этих недостатков останется делом лишь руководства музея.
Чтобы его выступление не сочли голословным, глава департамента передал мэру альбом с фотографиями всех протечек и треснувших стен.
- А что думают по этому поводу строители? - поинтересовался первый зам. мэра Москвы Юрий Росляк. - У них должны быть обязательства привести все в соответствие с нормами в гарантийный для стройки период.
- У них один ответ на все - нет денег.
Мэр возмутился:
- Я не понимаю другого, как префектура округа может спокойно любоваться царицынским оазисом вместо того, чтобы срочно все привести в порядок? Неужели для того, чтобы устранить все недостатки, надо было ждать заседания правительства Москвы?
- Я обо всем слышу впервые. Мне никто ничего не докладывал, - попробовал было отмежеваться от ответственности Юрий Буланов. Лужков объяснения не принял:
- Это просто позор для префекта - принимать гостей и раскланиваться с ними, не обеспечив при этом надежной эксплуатации этого уникального объекта.
Объявив выговор Юрию Буланову и строгий выговор директору Государственного историко-архитектурного музея-заповедника "Царицыно", Юрий Лужков посчитал дальнейшее обсуждение бессмысленным. В протокол же попросил занести:
- Даем два месяца для приведения усадьбы в порядок. Один - зимний и один - летний.