10.02.2010 00:30
    Поделиться

    В Российской армии введены должности священнослужителей

    В минобороны утвердили правила работы с верующими солдатами и офицерами

    Со специальным Положением, подписанным статс-секретарем военного ведомства Николаем Панковым, познакомился корреспондент "Российской газеты".

    Документ, надо сказать, весьма любопытный. Ничего подобного в нашей армии военачальники не утверждали с начала прошлого века. Директива начальника Генштаба, изданная осенью 2009 года, и жестко регламентированный порядок набора военных священнослужителей открыли гарнизоны для отправления религиозных культов. Причем дорога туда не заказана представителям любой конфессии. В Положении нет ни слова, что армейский священник должен быть обязательно православным. А потому совершенно новую для Российской армии должность - помощника командира части по работе с верующими военнослужащими - теоретически может занять и батюшка, и мулла, и раввин. В минобороны к этому вопросу подходят здраво и говорят: в каком пастыре будут нуждаться солдаты, такого и получат. Правда, пока не ясно, как станут решать этот вопрос в многоконфессиональных частях. Должность священнослужителя-то всего одна.

    Зато известно, что насильно привлекать солдат и офицеров к религиозным церемониям и обрядам никто не будет. Это дело сугубо добровольное, куда запрещено вмешиваться командирам. Но статус их штатных помощников-священнослужителей, хотя и не носящих погон, обернется для них дополнительными обязанностями. Они, в частности, будут вместе с подразделениями выезжать на стрельбища и полигоны, участвовать в дальних походах и учениях. Кому это позволяет религия, при желании возьмут в руки автомат. Но главной обязанностью, конечно, станет духовно-просветительская работа с военнослужащими, их патриотическое и нравственное воспитание. Отдельной графой в Положении записано, что священнослужители должны участвовать в укреплении правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидов.

    Чтобы новые помощники командиров быстрее вписались в армейский ритм, для кандидатов на такую должность предусмотрена специальная подготовка. Первая группа священнослужителей в конце прошлого года прошла ее в Ростове-на-Дону. Место было выбрано не случайно, поскольку комплектование бригад духовенством планируют начать с Северо-Кавказского военного округа и наших армейских баз за рубежом. Как сказали корреспонденту "РГ" в минобороны, после жесткого отбора пока решено направить двух православных священников в СКВО, по одному - на Черноморский флот и российскую военную базу за пределами страны. Потребности в таких пастырях у армии, конечно, большие. Но массово командировать их в войска генералы не торопятся. Дело это новое, и к нему надо подходить максимально деликатно.

    В религиозных кругах с такой постановкой вопроса в общем-то согласны. Тем более что назначение их представителей в воинские части идет только по рекомендации конфессионального объединения. Кроме того, священнослужитель должен отвечать нескольким требованиям минобороны. В частности, иметь духовный "стаж" не менее 5 лет, как минимум полное среднее образование, пройти медицинскую комиссию. Только после этого командирам разрешат заключить с ним трудовой договор или контракт. По сути военные священники станут гражданскими служащими Российской армии. Но их должностной статус, а следовательно, и зар плата, будут выше, чем у другого штатского персонала. По некоторым данным, военным священникам положат оклад от 25 до 40 тысяч рублей в месяц - в зависимости от места службы. Жить они, скорее всего, станут в офицерских общежитиях или служебных квартирах. Кроме того, в штабе части каждому предоставят кабинет.

    Единственное, что не берет на себя армия, - покупку религиозной утвари и других культовых принадлежностей. Но с этим духовным наставникам солдат наверняка помогут местные религиозные объединения.

    Справка "РГ"

    По данным социологического центра Вооруженных сил, сегодня более 70 процентов солдат и офицеров причисляют себя к верующим. 80 процентов из них являются православными христианами, 13 процентов - мусульманами, 3 процента - буддистами, 4 процента - приверженцами других вероучений.

    Поделиться