10.02.2010 00:49
    Поделиться

    Небольшие торговые сети оказались самым устойчивым сегментом экономики Юга России

    В то время как оборот розничной торговли на Юге России растет (это наблюдалось даже в разгар кризиса), оборот оптовой торговли снижается. В причинах этого явления разбирались корреспонденты "РГ".

    Ставрополь

    По данным министерства экономического развития Ставропольского края, оборот розничной торговли по итогам прошлого года составил 101 процент к уровню 2008 года, а общий оборот оптовой за тот же период - 93,9 процента.

    Крупные ритейлеры выжидают, пока банковская система, ужесточившая в условиях кризиса требования к заемщикам, предложит более приемлемые условия кредитования. Мелким и средним под обоснованные бизнес-проекты начал выдавать госгарантии для оформления кредитов краевой гарантийный фонд. В выпуске от 27 января "РГ" уже сообщала о том, что в число первых семи клиентов фонда попали два грузоперевозчика, три сельхозорганизации и два предприятия розничной торговли, привлекающие кредиты на срок до одного года с целью пополнения оборотных средств.

    Так, предприниматель Александр Скиба из села Дивного Апанасенковского района, занимающийся грузоперевозками, а также закупкой и продажей зерна и мяса, рассказал, что благодаря поручительствам сможет расширить свой бизнес - взять два кредита и увеличить реализацию товара.

    Недавно государственные поручительства получили еще два субъекта малого предпринимательств, сообщил руководитель краевого гарантийного фонда Владислав Дзикунскас. Сфера деятельности обоих - торговля.

    Справедливости ради стоит отметить, что оптовая и розничная торговля на Ставрополье, в отличие от производства, развивается даже в самые тяжелые времена. Количество рынков и торговых комплексов растет как на дрожжах. В одном только Пятигорске 12 рынков, куда съезжаются оптовики со всего Северного Кавказа. Поэтому, считают местные власти, государственную поддержку и инвестиции следует больше направлять в сферу создания новых производств и инноваций. А торговля уже достаточно твердо стоит на ногах.

    По словам главы краевого министерства экономического развития Юрия Ягудаева, из числа предприятий, воспользовавшихся государственной поддержкой, по отраслевой принадлежности большую часть - 56,1 процента составляют предприятия, занимающиеся производством продукции, 25,3 процента - оказанием бытовых услуг и торговлей, 7,4 процента - сельскохозяйственные предприятия, 7,1 процента - транспорт и связь, 2,5 процента - строительство.

    -Мы и дальше будем в большей степени ориентироваться на производство, - сказал министр.

    Краснодар

    По данным Краснодарстата, оборот розничной торговли в крае в 2009 году составил более 550 миллиардов рублей, что на 0,5 процентов больше, чем в 2008 году. Оборот оптовой торговли в 2009 году уменьшился на 14,6 процента - до 600 миллиардов рублей.

    Финансовые аналитики не видят в этом никакого парадокса. Ведь речь идет не об оптовой торговле потребительскими товарами и продуктами, а об оптовой торговле в целом, в том числе такой существенной ее составляющей, как продукция производственно-технического назначения. Соответственно, наблюдаемая динамика отражает снижение деловой активности в большинстве отраслей народного хозяйства. При этом розничная торговля остается заметно более устойчивой.

    В условиях ограничения возможности кредитования в банках ритейлеры ищут различные выходы из ситуации.

    - Если говорить в целом, то большинство компаний либо рассматривают различные альтернативные варианты привлечения заемных средств, например, за счет стратегического инвестора, - рассказал аналитик управляющей компании Максим Клягин, - либо сокращают темпы дальнейшей экспансии в силу дефицита заемных или собственных средств, необходимых для активного роста.

    В краевом департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя корреспонденту "РГ" рассказали, что в 2010 году в Ейске запланировано открытие торгово-развлекательного центра. В марте в Краснодаре должна начать работу первая очередь торгово-развлекательного комплекса, сумма инвестиций в который составила 8,4 миллиарда рублей. Кроме того, запланировано строительство гипермаркетов в Адлере, Лабинске, Абинске, Новороссийске, Краснодаре. В кубанской столице предполагается начать строительство автосалона с суммой инвестиции 200 миллионов рублей и крытого рынка - 130 миллионов. Но эти цифры пока не окончательные.

    В 2009 году на территории края было реализовано шесть крупных проектов по строительству дилерских автотехцентров с объемом инвестиций более 50 миллионов рублей каждый. Четыре из них появились в Краснодаре и по одному в Новороссийске и Кущевском районе.

    Между тем в прошлом году в Краснодаре была приостановлена реконструкция Сенного рынка. Причем инвестор уже успел очистить стройплощадку, изготовить проект, который прошел экспертизу, получить разрешение на строительные работы. Но из-за того что банки увеличили кредитные ставки, строительство торгового комплекса пришлось временно заморозить.

    Ростов-на-Дону

    Розничная сеть Ростовской области никак не пострадала в кризисном году. Число операторов, работающих на этом рынке, - крохотных мини-магазинчиков, гигантских супер- и гипермаркетов - не только не уменьшилось, но и выросло за год процентов на пять-шесть. На начало 2009 года их было 37 640, и в этом, очевидно, будет преодолен рубеж 38 тысяч.

    Впрочем, некоторые изменения, связанные с мировым финансовым кризисом, в этой сфере все же произошли: на Дону изменилась структура потребительского спроса. При сохранении суммы среднего чека на прошлогоднем уровне, большую часть средств покупатели стали тратить на продукты питания.

    - В благоприятные периоды люди больше денег направляют на товары длительного пользования, на одежду, мебель, автомобили, - рассказывает начальник отдела координации торговли управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики Ростовской области Наталья Багрянова. - Сейчас акцент сместился на группу продовольственных товаров. Мы отследили эту динамику на примере одного из ростовских гипермаркетов. До кризиса средняя сумма чека там составляла 950 рублей, и в него входила бытовая химия, товары для дома и прочие мелочи, а затраты на продукты питания составляли лишь 25 процентов. С прошлого года доля затрат на продовольственные товары в покупке составляет 70-75 процентов, при этом средняя стоимость чека даже увеличилась до 1050 рублей. В супермаркетах и дискаунтерах эта доля даже выше - до 85 процентов.

    Кризис слегка изменил поведение покупателей, но сама сфера розничной торговли при этом не пострадала. Хотя скептики год назад предрекали ей серьезные убытки. Число прекративших работу предприятий торговли минимально, и, как сообщили в минэкономики, это те продавцы, кто не уловил конъюнктуры и не перенес акценты на группу продовольственных товаров. За последние три месяца в Ростове открыты два гипермаркета, и непохоже, что инвесторы жалеют о своем приходе на Дон. Единственный неприятный момент, который можно уверенно предсказывать уже сейчас, - срок окупаемости вложенных средств удлинится на год-два. Но даже в таких условиях от желающих работать в регионе нет отбоя.

    - Практика показала, что ошибочно мнение, что приход в регион крупноформатной сети "убьет" десятки мелких магазинчиков, - говорит Наталья Багрянова. - На судьбе мелкой розницы приход гипермаркетов никак не сказался: у каждого свой формат, своя ниша и свой покупатель. Международным ритейлерам можно сказать спасибо за развитие логистики в регионе - приходя сюда, они приносят новые формы торговли, новые методы работы и таким образом повышают уровень конкуренции.

    Волгоград

    В Волгоградской области объемы розничной торговли в прошлом году по сравнению с 2008 годом практически не изменились - снижение составило всего 3,7 процента. Оборот рынка 195,6 миллиарда рублей. При этом в структуре розничной торговли доля пищевых продуктов в прошлом году составила 47,8 процента, непродовольственных товаров - 52,2.

    Как отметили в областном управлении развития предпринимательства, в целом ситуация оставалось стабильной. Для прошедшего года характерны более низкие темпы роста цен на продовольственные товары в сравнении с удорожанием непродовольственных.

    - В Волгограде небольшое снижение рынка произошло в основном за счет группы непродовольственных товаров. При этом объемы розницы по сравнению с оптовой торговлей растут, - сообщил руководитель городского департамента потребительского рынка Дмитрий Семененко. - Ничего странного в этом нет. Причины такой тенденции в том, что большинство местных торговых сетей работают напрямую с местными товаропроизводителями, и в большинстве случаев это хорошо, так как при этом на товары делается минимальная наценка. С другой стороны, оптовая торговля в некоторых случаях - звено необходимое. Например, если мелкий производитель работает без НДС, ему приходится обращаться к дистрибьюторам.

    В целом по Волгоградской области доля сетевых магазинов среди общего количества предприятий розничной торговли совсем не велика - всего четыре процента, но по Волгограду эти цифры значительно выше.

    - Мы практически не заметили кризиса, - говорит директор одной из сетей продовольственных магазинов Андрей Пелогейко. - У нас объемы продаж только выросли. Связано это с тем, что в 2009 году мы открыли 16 новых магазинов. Где брали инвестиции? Три источника: учредители вкладывали собственные деньги, практически всю прибыль компания направляла на открытие новых магазинов и брали кредиты в банках. В Волгограде банки не прекращали кредитовать предприятия розничной торговли, разумеется, при условии прибыльности компаний. Да, определенные сложности в получении кредитов были, выросли банковские проценты, но в принципе получить средства было возможно.

    Всего же в 2009 году в Волгоградской области появилось более 300 новых магазинов, в основном в областном центре. Из них только 88 - продуктовых и 267 вещевых. Такой прирост в группе магазинов, торгующих промтоварами, дал один из крупнейших торговых центров, открывшийся в Волгограде.

    Все масштабные инвестиционные проекты в сфере торговли в Волгограде были завершены до кризиса или в его начале, в конце 2008 года. Новые же были только на стадии обсуждения, стартовать они не успели. Сейчас крупные девелоперские компании снова проявляют интерес к городу, заявляют о намерениях прийти в Волгоград и федеральные сети. Некоторые из них уже ведут переговоры с мэрией.

    - В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове потребительский рынок перенасыщен, конкуренция в сфере торговли очень велика, - полагает Дмитрий Семененко. - А у нас пока нет, есть поле для конкурентной борьбы.

    Главный козырь волгоградских торговых сетей - устойчивые отношения с местными товаропроизводителями, доля которых в общей товарной массе составляет 52,5 процента.

    Поделиться