10.02.2010 00:47
    Поделиться

    Одним из главных событий лета в Петербурге станет международная регата Vendee Globe

    Одним из главных событий нынешнего лета должна стать международная регата Vendee Globe, приуроченная к Году Франции в России. Всего же в Северной столице запланировано проведение более 60 парусных мероприятий.

    Оптимисты считают, что все они должны принести городской казне неплохие доходы. Пессимисты сомневаются и говорят, что сначала нужно привести в порядок места размещения и создать условия для приема гостей.

    Сегодня в Госинспекции по маломерным судам зарегистрировано около 44 тысяч лодок и катеров, то есть на каждую тысячу петербуржцев приходится примерно 8 судов.

    Много это или мало? Если сравнить с другими странами, то немного. К примеру, на Канарах это соотношение составляет 200 судов, в соседних Швеции и Финляндии - 150, даже в сухопутной Швейцарии на каждую тысячу жителей приходится 55 судов. Однако если вспомнить, что еще совсем недавно петербургский маломерный флот был гораздо скромнее и его рост составляет около 7 тысяч единиц в год, то повод для оптимизма все же есть. Тем не менее проблем хватает.

    По словам председателя комитета по транзитно-транспортной политике правительства Санкт-Петербурга Николая Асаула, Северную столицу ежегодно будут посещать около 10 тысяч яхт с 40-50 тысячами туристов на борту. При этом на территории города существует всего 48 объектов базирования маломерного флота, общая площадь которых составляет 131 гектар, что явно недостаточно. К тому же в связи с высокой градостроительной ценностью прибрежных территорий наблюдается тенденция к сокращению существующих яхт-клубов. А большинство этих объектов существуют еще с советских времен, и их уровень сервиса достаточно скромен. В результате некоторые судовладельцы предпочитают отгонять свои яхты на стоянку в скандинавские страны: и надежнее, и дешевле.

    Что же ограничивает развитие яхтинга на Северо-Западе? По мнению специалистов, дело прежде всего в неопределенности земельных правоотношений, плохой информированности потенциальных инвесторов, а также в недостатках нормативно-правовой базы. Но главная проблема, которая требует оперативного решения, - инфраструктура, из-за неразвитости которой бюджет города ежегодно теряет десятки, если не сотни, миллионов рублей.

    Это подтверждает и командор петербургского яхт-клуба Владимир Климбек: "Прежде всего должны быть места базирования флота, где можно содержать и обслуживать суда".

    В феврале прошлого года правительство города приняло постановление "Об отраслевой схеме развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга". Она предусматривает размещение 90 объектов в 12 районах города. Уже в нынешнем году в Санкт-Петербурге намерены построить 10 объектов для обслуживания маломерных судов: порты, стоянки, гребные базы и места технического обслуживания. Еще 32 ждут своих инвесторов, а 48 действующих будут реконструированы.

    По мнению разработчиков отраслевой схемы, появление конкретных адресов должно "подогреть" интерес девелоперов, которые могли бы с выгодой для себя быстро построить и сдать в аренду марины разных классов. Однако пока из 13 инвесторов, обратившихся с тех пор в КТТП, лишь пятеро согласились на реализацию проектов. В настоящий момент они уже начали изыскательские работы. Остальным предложено доработать проекты.

    По мнению председателя комиссии по туристской индустрии Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрея Черных, тяжелая ситуация в экономике отбила у многих бизнесменов желание давать деньги.

    - Мы должны срочно привести нашу инфраструктуру в соответствие с современными стандартами. К сожалению, из-за кризиса многие инвесторы, которые хотят войти в туристический бизнес, находятся в ожидании. Но я уверен, что уже за полгода ситуация изменится в лучшую сторону, - считает он. И в подтверждение приводит два недавно реализованных проекта.

    Первый - это яхт-клуб в Зеленогорске, с четырехзвездочной гостиницей и причалом, способным принимать суда длиной до 24 метров. Второй, более скромный, - на Ладожском озере, где построен причал и маленькая гостиница.

    Вообще же яхтинг для коммерсантов пока не очень привлекателен: денег он требует больших, а на скорую отдачу рассчитывать не приходится. По оценкам экспертов, объем инвестиций в современный яхт-клуб может составлять от 2 миллионов долларов на 50 мест. Однако конечная сумма будет зависеть от типа яхт, для которых строится причал, дополнительных работ (например, дноуглубление и прочее), а также от получения разрешения. Окупаемость таких объектов составляет не менее семи лет.

    Другая проблема, серьезно сдерживающая развитие яхтинга, - свобода перемещения иностранных судов. Для интеграции Санкт-Петербурга в сеть европейского яхтенного туризма необходимо, чтобы порты, принимающие яхты, располагались на расстоянии дневного перехода (около 30 миль). Сейчас на таком расстоянии друг от друга находятся десятки населенных пунктов. Однако принимать зарубежные яхты имеют право только Выборг и Санкт-Петербург. Дело в том, что по российскому законодательству яхты под иностранными флагами могут курсировать лишь в пределах тех акваторий портов, которые подконтрольны морской администрации и имеют утвержденные границы. Для выхода за эти пределы нужно получить специальное разрешение федерального правительства.

    Как объяснили в комитете по транспортно-транзитной политике, по российским законам яхта приравнивается к танкеру, что и осложняет ее передвижение. Поэтому там считают, что необходимо внести поправки в законодательство и выделить яхты в особый вид частных судов.

    - Сегодня судно с иностранными флагами после прохождения пограничного контроля может двигаться только в Центральный яхт-клуб на Петровской косе, который принадлежит профсоюзам. Нужно открывать границы, - убежден вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта Владимир Логинов.

    Николай Асаул считает, что "у инфраструктуры береговой линии Петербурга есть потенциал", но пока он сильно отстает от европейских стран по количеству судов, заходящих в порты. Так, если государственные границы Эстонии и Финляндии в 2009 году морем пересекли до 20 тысяч яхт, то в Северную столицу доплыли только 509 малых судов.

    Глава КТТП заверил, что Смольный делает все возможное, чтобы смягчить этот режим. Уже внесены поправки в законодательство, допускающие открытие внутренних водных путей для зарубежных яхт, однако срок их рассмотрения пока неизвестен. Между тем, как напоминает чиновник, интерес к Санкт-Петербургу как морской столице России постоянно растет: только на этот год запланировано более 60 международных регат.

    Справка "РГ"

    В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается 48 объектов базирования и обслуживания маломерного флота. На них можно разместить свыше 4,7 тысячи судов на береговой территории, около 5 тысяч единиц на прилегающей акватории. После реконструкции объектов базирования и обслуживания маломерного флота количество принимаемых судов может увеличиться на 700 единиц. В целом отраслевая схема развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга предусматривает увеличение количества прибывающих яхт до 10 тысяч.

    Поделиться