За последний год в Пермском крае начали реализовываться сразу несколько реформ в сфере образования. Какой эффект принесли эти преобразования и своевременно ли власти делают работу над ошибками?
Об этом корреспондент "РГ" побеседовала с министром образования Пермского края Николаем Карпушиным.
Ближе к нормативу
Российская газета: Николай Яковлевич, 2010 год начался с приостановления действия лицензий у пяти пермских школ. Трагедия в "Хромой лошади" заставила всех серьезнее относиться к исполнению решений надзорных органов. Как ответит на эти вызовы сфера образования?
Николай Карпушин: Все, что касается качества условий, в которых осуществляется образовательный процесс, - это полномочия муниципалитетов. Очевидно, что без помощи дополнительных краевых средств им не обойтись. Главным приоритетом остается подготовка школ к новому учебному году. Для приведения объектов образования в нормативное состояние четыре года назад в Пермском крае стартовал проект "Новая школа". За четыре года мы отдали в муниципалитеты на приведение школ, детских садов, учреждений дополнительного образования в нормативное состояние 4,5 миллиарда рублей. В других регионах на эти цели тратят от 100 до 400 миллионов в год. Отремонтировано все: фундаменты, кровли, окна, пути эвакуации, проводка, установлена пожарная сигнализация и т. д. В результате количество учреждений, которые были приняты надзорными органами, к учебному году выросло с 37 процентов в 2004 году до 99,8 в 2009 году.
В 2010 году приоритетным становится обновление образовательными учреждениями уже существующих лицензий, особенно остро проблема стоит в дошкольных образовательных учреждениях. Чтобы не было досадных упущений, как, например, в случае с пермским лицеем № 1, территории подготовили подробные планы-графики процедуры прохождения лицензирования. Мы поставили их исполнение на жесткий контроль.
Зарплата по баллам
РГ: В Пермском крае внедрена новая система оплаты труда педагогов. Уже можно говорить о результатах этой реформы?
Карпушин: О результатах говорить пока рано, несмотря на то, что это одно из направлений федерального комплексного проекта модернизации образования. В Правительстве РФ был подведен итог участия 31 субъекта РФ в КПМО. Пермский край достойно выглядит в сравнении с другими регионами. Заработная плата учителей в среднем выросла в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом. При этом мы идем по федеральной методике новой системы оплаты труда. Существуют и нерешенные проблемы, связанные с переходом на ученико-час при расчете базовой части зарплаты педагога, общественной оценке его труда и другие. Повторяю, мы только в начале пути и совершенствовать предстоит немало.
РГ: Известно, что Министерство образования Пермского края реализует и собственные проекты. Можете ли назвать те, которые еще только готовятся?
Карпушин: Один из таких проектов касается сферы высшего образования. Так, в прошлом году мы разработали Закон о дополнительных мерах поддержки работающих докторов наук, которым были произведены выплаты из расчета 30 тысяч рублей в месяц, а также по 15 тысяч рублей в месяц докторам наук, вышедшим на пенсию. В этом году большое внимание будет уделено студентам, поступившим на первый курс. При определенных условиях, главное из которых - высокий средний балл ЕГЭ, выплачивается стипендия не менее 5 тысяч рублей в месяц, а также студент получит и ряд других возможностей для успешного образования. Этим проектом мы готовы привлечь в пермские вузы не только наших абитуриентов, но и наиболее подготовленных абитуриентов соседних регионов (от 700 до 1000 человек).
Готовим ряд проектов, связанных с качеством образовательной деятельности в основной школе. Полагаю, что не следует оценивать ее деятельность только по результатам выпускников одиннадцатых классов. По сути, итоговый экзамен не отражает полностью деятельность школы, необходимо оценивать результаты и после начальной школы, и после седьмого и девятого класса. Разделив процесс обучения на этапы, создав систему мониторинга результатов на каждом из них, мы уже сегодня можем поощрять педагогов за очевидные успехи, которые достигли их ученики по итогам каждой ступени школы. И готовы предложить определенную программу, согласно которой будут выделены дополнительные средства к нормативу из расчета на одного ученика в качестве платы за результат. Такой проект планируем запустить с сентября в 160 школах Пермского края, в частности, в Березниках, Перми, Чайковском.
Предполагаем, что продолжится создание базовых школ, школ для старшеклассников. В этом году удалось создать порядка 50 таких учреждений, где концентрируется основной кадровый ресурс учителей и размещается самое современное оборудование. Образование в таких ресурснонасыщенных центрах смогут получить все школьники без исключения, без привязки к территории, ведь принцип "деньги следуют за учеником", здесь тоже работает.
РГ: Расскажите, пожалуйста, о проекте "Учительский дом". Это новая модель образования на селе?
Карпушин: Это абсолютно свежая идея. В 2009 году нам было важно начать строительство и отработать содержательную модель учительского дома. Главная цель проекта - сократить автобусный подвоз детей начальных классов из отдаленых населеных пунктов. Предполагается, что семья учителей получает в сельской местности дом. В доме одна его часть - жилая, другая - помещения для начальных классов, вся территория двора предназначается для школьников. Скорее всего, это будет частнопрактикующая семья, работающая с детьми в возрасте до 10 лет. Они будут получать деньги по нормативам на каждого ученика. С одной стороны, мы качественно изменяем условия обучения детей, с другой - существенно повышаем зарплату педагога, ведь он становится реальным хозяином организации "школа" и самостоятельно ведет всю хозяйственно-экономическую деятельность. Модель отрабатывалась в Кудымкарском районе. Сейчас главы муниципалитетов следят за экспериментом, чтобы перенять опыт.
Деньги на нянечку
РГ: Проект "Мамин выбор", который предполагает выплату компенсаций родителям, чьи дети не посещают детские сады, как оказалось, имеет и свои издержки: часть родителей живут на эти деньги…
Карпушин: Я сторонник семейного воспитания малышей до определенного возраста. Мы не говорим о семьях, находящихся в социально опасном положении. Эти дети, напротив, должны быть максимально изолированы от среды домашнего неблагополучия. Семейное воспитание в благополучной среде - прежде всего залог здоровья ребенка, при этом нельзя отрицать грамотное сопровождение специалистов, на которое родителям понадобятся деньги. Обязательно предшкольное образование с 5 7 лет. Оно реализуется и актуально во всем мире. Та сеть детских садов, что существует у нас, дает хорошую предшкольную подготовку. Осуществлять ее необходимо со стопроцентным охватом детей целевым образом, освободив их от так называемых "воскресных" и "субботних" школ, предоставив детям право опять же быть с семьей.
РГ: Как будет выглядеть новая система с одним топ-менеджером на два-три детских сада?
Карпушин: Зачем один директор на один имущественный комплекс, если они стоят рядом? Стоит ли иметь в каждом саду заведующего и бухгалтерию? От количества административных работников ребенок не станет более развитым. Правильным было бы вообще все хозяйственные, непрофильные функции вывести в профильные организации. А директоров-хозяйственников, или, как любят говорить, "менеджеров", искоренил бы как класс. Нам нужен заведующий как профессионал в развитии вашего ребенка, у нас же директора теряют квалификацию, находясь в позиции между завучем и завхозом. Так почему бы не сделать управляющие компании на несколько садов, которые следили бы за состоянием дошкольных учреждений? Убежден, что родители хотят видеть в директоре профессионала, умеющего создать тот уклад жизни в учреждении, который сможет максимально развить способности ребенка.