В научном сообществе Пермского края обсуждается вероятность слияния Пермского государственного университета имени А. Горького и Пермского государственного педагогического университета.
Пока что объединение этих двух вузов - вопрос открытый. Решения, изменяющего судьбу педагогического и классического университетов, нет. Однако процессы модернизации российской системы образования, похоже, могут затронуть и уровень высшей школы.
- Разговоры об объединении вузов имеют место, поскольку в своем послании президент РФ коснулся этой темы, - подтвердил министр образования Пермского края Николай Карпушин. - Каждый регион может примерить эту рубашку, просчитав обоснование, возможности. Для меня не принципиально, где будет проходить подготовка учителей - в университете или укрупненном центре. Может быть, в него войдут педучилища или филиалы ПГПУ, расположенные в Соликамске, Кудымкаре. Объединительные процессы состоятся, но не думаю, что быстро, нарушая логику развития каждого из вузов, ломая судьбы людей. Угрозы для специалистов, занятых подготовкой учителей, я не вижу.
Декан химического факультета ПГУ, доктор химических наук, профессор Анатолий Шеин, к теме объединения относится спокойно: "Считаю, что вариант объединения можно рассматривать, не отвергая с ходу. В моем представлении, университет выпускает специалистов самого разного профиля, педагогический - это все же институт. В ПГУ есть институты - непрерывного образования, естественно-научный, у нас есть сильные кафедры педагогики, психологии, социологии. Поэтому они могли бы справиться с задачей педагогического образования".
Ректор Пермского государственного педагогического университета Андрей Колесников, комментируя тему возможного слияния вузов, отметил, что этот вопрос профессиональным сообществом на серьезном уровне еще не обсуждался.
- Не буду утверждать, что эта идея не имеет прав на существование, - отметил Андрей Колесников. - Беда в том, что когда обсуждают вопрос слияния, то оперируют понятиями оптимальной модели и экономическими показателями, а конечный результат остается как бы на втором плане. Наша система подготовки педагогов, по мнению экспертов, дает несравненно более высокую психологическую готовность выпускников к профессии учителя. Есть великое заблуждение, заключающееся во мнении, что человек с высшим образованием способен преподавать в школе.
Большинство из нас обладают определенным запасом знаний, но задайте себе вопрос: "Зная русский язык и математику, вы возьметесь научить два десятка детей основам этих предметов?" Образование, школа сначала должны стать привлекательными для лучших профессионалов, а затем можно рассматривать различные модели их подготовки. В обратной последовательности в условиях свободного трудоустройства специалистов успех вряд ли возможен.