11.02.2010 00:49
    Поделиться

    Сибирские моногорода будут модернизировать без федеральной поддержки

    Власти сибирских регионов самостоятельно решают проблему развития моногородов, не получивших государственной поддержки.

    Губернатор Алтайского края Александр Карлин утвердил состав рабочих групп по модернизации монопрофильных населенных пунктов региона. Моногородами на Алтае признаны три - Алейск, Заринск и Новоалтайск.

    Именно эти муниципалитеты вошли в перечень 335 российских моногородов, которые могут рассчитывать на государственную поддержку. Интересно, что на фоне некоторых других алтайских городов ситуацию в них можно назвать довольно стабильной. Градообразующие предприятия Заринска и Новоалтайска - крупнейшие производства на Алтае - хотя и пострадали от финансовых неурядиц, серьезно снизив объемы выпуска продукции в 2009 году, но в настоящее время уже оправились от кризиса и вновь набирают обороты.

    А в Алейске крупнейшее зерноперерабатывающее предприятие региона практически не ощутило на себе влияние экономической нестабильности.

    - Алейск, действительно, особо не пострадал, - подтвердила корреспонденту "РГ" заместитель главы администрации города Вера Серикова. - Основное предприятие, продукция которого составляет девяносто процентов от всей, производимой в городе, работает стабильно. Правда, у нас закрылся сахарный завод, что сказалось на уровне безработицы. Но мы рассчитываем, что собственники примут правильное решение и возобновят его деятельность.

    По словам Веры Сериковой, кроме поддержки градообразующего предприятия в программу модернизации включено еще несколько инвестиционных проектов, в частности, развитие мясоперерабатывающего производства. Однако информацией о том, какие инвестиции и из каких источников Алейск может получить на развитие, в мэрии пока не располагают.

    Схожая ситуация и в Новоалтайске: крупнейший вагоностроительный завод в регионе сегодня вышел на нормальный режим, стабильно работают железная дорога и производство кровельных материалов. Хотя, по словам заместителя главы администрации моногорода Бориса Парадовского, не все так благополучно.

    - У нас сегодня стоят железобетонный завод и практически вся стройиндустрия, - отметил Парадовский. - Мы подготовили инвестиционные предложения, но какие из них заметят, как будет осуществляться поддержка - пока не знаем.

    В Заринске также ждут, когда начнут действовать рабочие группы по модернизации монопрофильных населенных пунктов. Возможно, тогда прояснится ситуация с поступлением инвестиций.

    По данным управления по труду и занятости населения, во всех трех алтайских моногородах уровень безработицы сегодня заметно превышает среднекраевой городской показатель - 2,7 процента. В Алейске он составляет 3,5, а в Заринске и Новоалтайске зашкаливает за 4,2, что даже выше общекраевого уровня безработицы - 3,6 процента.

    Еще одно муниципальное образование - Яровое - не вошло в утвержденный перечень российских моногородов, хотя и подавало заявку. Как пояснила заместитель главы администрации Ярового Татьяна Болванова, оно не соответствует критериям, определенным минрегионразвития РФ для моногородов. В частности, число работающих на градообразующем предприятии должно быть не менее 25 процентов от общего числа занятых в экономике, а в Яровом на химическом производстве сегодня трудится только тысяча человек.

    - Я считаю, что если бы там работали пять тысяч, как было раньше, то тогда нам и помощь бы не требовалась, - отметила Татьяна Болванова. - А сейчас уволенные с предприятия числятся безработными и вынуждены искать работу в других городах, работать вахтовым методом.

    Правда, и в краевом управлении по труду и занятости, и в мэрии Ярового корреспонденту "РГ" отказались назвать точный показатель безработицы в городе, отметив лишь, что он "высокий", но не отражает реального положения дел. По словам Татьяны Болвановой, сегодня многие горожане зарабатывают тем, что сдают жилье туристам, не декларируя при этом свои доходы.

    Кстати, Рубцовск, который у многих жителей края ассоциируется с небезызвестным Пикалево, не подавал заявку на участие в программе модернизации моногородов.

    - Рубцовск нельзя назвать моногородом, ведь наряду с "Алттраком", практически прекратившим деятельность, у нас успешно работает не менее десятка крупных, средних и небольших предприятий в пищевой и перерабатывающей промышленности, производстве машин и оборудования, запчастей, энергетике, - подчеркнул заместитель главы города Сергей Черноиванов.

    В Томской области тоже намерены выполнить поручение президента России Дмитрия Медведева о разработке стратегии развития муниципальных образований, экономика которых зависит от одного предприятия.

    Более пятидесяти процентов объема промышленного производства Стрежевого и Северска сосредоточено на градообразующих предприятиях - в нефтедобывающей компании и на подведомственном Росатому химическом комбинате. Ситуация там далека от ситуации в 27 моногородах, попавших в список антикризисной комиссии правительства. А оптимизации и сокращение выпуска продукции за последние годы свели на нет и еще один установленный минэкономразвития критерий господдержки моногородов - теперь на этих предприятиях трудится менее 25 процентов экономически активного населения. 

    Стратегии развития моногородов в Томской области назвали комплексными инновационными планами модернизации и пообещали разработать их до конца первого полугодия. 

    - Мы прекрасно понимаем, с какими проблемами столкнулись моногорода в последние годы, - отмечает мэр Северска Николай Кузьменко. - Нам бы, конечно, хотелось попасть в список тех, кому будет оказана государственная поддержка, но мы понимаем, что в ближайшие два года это вряд ли произойдет. Ситуация у нас не столь критична в сравнении с другими территориями.

    По словам мэра Северска, стабильная работа химкомбината позволяет своевременно перечислять налоги в бюджеты, причем даже с небольшим перевыполнением плана. А основные проблемы города атомщиков сейчас лежат в области межбюджетных отношений. 

    - Вернуть бы дотации, субвенции, субсидии, поступавшие из областного и федерального бюджетов к уровню прошлого года, - сетует Кузьменко. 

    Из-за этих потерь в 2010 году расходная часть бюджета города уменьшилась на 700 миллионов рублей, или почти на 30 процентов.

    - Вопросы, которые сегодня ставят перед органами местного самоуправления в основном, конечно, решаемы, - считает мэр. - Но не хотелось бы терять то, что наработано.

    В Стрежевом уже провели первое заседание специальной рабочей группы. Мэр Валерий Харахорин признает, что правильно выстроенная стратегия развития поможет городу избавиться о приставки "моно".

    С необходимостью сделать экономику менее зависимой от одного предприятия согласна и начальник городского отдела экономического анализа и прогноза Ирина Балицкая. 

    - Разрабатывать стратегию нам необходимо, независимо оттого, дадут нам на это деньги или нет, - уверена она. 

    По мнению руководителей города, пока в регионе добывают нефть, нет особого смысла отходить от этого направления. Однако нужно стремиться к развитию малого бизнеса и сферы услуг, увеличивая количество населения, занятого в этих отраслях. 

    Стратегию экономического развития Стрежевого городские власти должны сформировать к началу июля. Рабочая группа будет еженедельно обсуждать эту проблему.     

    А как у соседей?

    Кемеровская область

    В Кузбассе, где многим городам вполне подходит приставка "моно", в конце прошлого года разработали и утвердили пилотную программу развития трех муниципальных образований- Ленинска-Кузнецкого, Прокопьевска и Таштагольского района. Первые две территории в итоге попали в антикризисный список, составленный правительством РФ, и получат поддержку из федерального бюджета. Деньги выделяются под реализацию комплексных инвестиционных планов диверсификации экономики. В частности, в двух традиционно шахтерских городах запланировано осваивать новые производства: глубокую переработку угля, добычу и использование метана, а также развивать жилищное строительство, машиностроение, энергетику и химическую промышленность.

    Один из главных пунктов комплексного плана развития Таштагольского района, который в федеральный список не попал, - туризм. Кроме него, будут развивать лесопереработку, добычу и обогащение марганцевых руд, меди, а также пищевую и перерабатывающую промышленность, малый бизнес.

    О поддержке моногородов говорится и в недавно утвержденной программе посткризисного развития Кемеровской области на 2010 год, утвержденной совсем недавно. В частности, на комплекс мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности (в том числе - обеспечение занятости жителей шахтерских городов и поселков) запланировано потратить более 5,6 миллиарда рублей федеральных средств.

    Поделиться