Выбирая праздничное представление для ребенка, будьте бдительнее.
- Мама, а почему этот клоун так ругается на девочку? - на сцене мужчина с красным носом и в парике громким голосом учил свою "дочку", время от времени замахиваясь на нее широким ремнем. На все это смотрели моя пятилетняя Ира и еще много-много детей ее возраста, пришедшие с родителями на представление в честь Восьмого марта. Не по годам взрослой Ире была просто непонятна ситуация, а ее ровесники вокруг уже плакали от страха.
Дальше все было совершенно невообразимо: "дочка" сбежала от отца, нашла свою любовь, и детский спектакль закончился занавесом, упавшим перед кроватью, на которой целовались влюбленные. Считай - постельной сценой.
Никаких сюрпризов!
Во время больших праздников и каникул детские спектакли с подобными поворотами сюжета, увы, не редкость. Как показывает опыт, не всегда гарантируют качество пафосные залы, высокие цены на билеты и имена известных артистов в афише. Более того, чем ярче афиша - тем внимательнее надо быть родителям при выборе представления, если они хотят обезопасить ребенка от разочарований и стрессов.
Календарь концертов и спектаклей стоит изучить как можно внимательней, а выбрав оптимальный вариант, дать спектаклю с недельку пройти, почитать рецензии и интернет-отзывы о нем. Если у вас дошкольник, советую сразу отсеивать представления в крупных залах: большие скопления людей пугают малышей, особенно домашних.
Когда выбор сделан, расскажите ребенку о том, куда вы с ним собираетесь идти. Не стоит держать известную вам информацию в секрете, ведь для малышей любой сюрприз, даже приятный, - это маленький стресс, так что чем больше ребенок будет знать, тем спокойнее он будет до шоу и в ходе него.
И еще: не берите на представления детей, недавно переболевших, усталых после садика, секций, каких-то других мероприятий. Ребенок, идущий на спектакль, должен быть здоров и бодр, его нервная система должна быть готова к эмоциональным нагрузкам.
Спокойствие, только спокойствие
Но даже такой подход, особенно учитывая современные рекламные технологии, может дать сбой. Вы таки промахнулись, и вот ребенок оторопело наблюдает на сцене, скажем, выяснение отношений между Бабой-ягой и ее любовником Кощеем...
Да, вам не удалось избежать худшего. Как же теперь исправить ошибку, помочь малышу, который ничего не понимает, слышит незнакомые слова, ему неинтересно, ему, в конце концов, страшно? Для вас в такой ситуации главное - не терять самоконтроля, сохранять спокойствие, хотя бы внешне. Ребенок, особенно дошкольник, живет, как правило, в постоянном тесном контакте с родителями, и в своих реакциях очень зависит от них. Насколько родители начнут отзываться на то, что происходит на сцене, настолько же резко - с поправкой на свой возраст - будет отзываться и ребенок. Если вы "закипели" и сквозь зубы начали возмущаться, не удивляйтесь, если малыш тоже перестанет сдерживать себя, расплачется и бросится к вам на шею.
Это - отказ тормозов, срыв, грозящий серьезными последствиями. Его надо предотвратить. Самый лучший способ помочь ребенку сейчас - войти с ним в максимально тесный контакт, создать ему здесь же, в зале, домашнюю обстановку. Придвиньтесь к человеку, обнимите его и... начните на ушко свою сказку с теми же персонажами, что вы видите на сцене. Напомните ребенку о "правильной", сказочной Бабе-яге, говорите о том, что вот этот развязный Иван-царевич сейчас выпьет живой воды, встанет во весь рост и всех победит... Уверяю, ребенок будет больше слушать вас, а не этих странных героев, непохожих на любимых и знакомых ему, о которых вы же ему столько читали. Маленькому человеку станет совсем спокойно, если вы еще и дадите ему руку, пересадите на колени - так он окажется почти что дома и будет, словно по телевизору, смотреть на людей в ярких костюмах и слушать ваш рассказ, а не пошлости со сцены. Уверенный в своих родителях и доверяющий им, он быстрее научится овладевать окружающей обстановкой.
Другой вариант ваших действий (возможно, больше подходящий для детей постарше) - не просто максимально смягчить последствия своей ошибки, но и извлечь из ситуации пользу для ребенка. Начните разговаривать о том, что он видит. Вы должны объяснять ему, что и почему происходит на сцене, на понятном ему языке, просить его оценивать поступки героев. Он, конечно, будет точно так же, как моя Ира, задавать вам вопросы, вы должны на них подробно и с терпением отвечать. Так у вас появится повод на живых, двигающихся перед вашими глазами примерах, поговорить с ребенком о том, что такое хорошо и что такое плохо. Урок воспитания получится очень наглядным и запомнится надолго.
Сказка продолжается
Поскольку ситуация была достаточно стрессовой, переживания ребенка улягутся еще не скоро. Но вам самим не нужно после спектакля начинать его обсуждение, это может быть для малыша неприятным и травмирующим.
Но если он сам выскажет желание обсудить увиденное, поддержите разговор. Выберите несколько минут перед сном и дайте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит, пусть выговорится. А вы сидите и молчите, слушайте, что он говорит, фантазируя, еще раз "прокручивая" в голове поступки персонажей "сказки":они ему не не понравились, но конечно же запомнились. А в конце разговора предложите завтра нарисовать этих героев, вылепить их, поиграть в них, словом, продолжить их дальнейшую жизнь так, как захочется вам двоим. Это будет уже ваша сказка - умная, добрая, красивая.
Существует много упражнений, помогающих ребенку расслабиться после пережитого стресса. Вот одно из них:
Ребенок лежит на спине или удобно сидит. Пусть представит, что в правой руке он держит апельсин и выжимает из него сок, чем больше, тем лучше (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). Затем кулачок разжимается, рука отдыхает. Потом апельсин оказывается в левой руке, и процедура повторяется. Желательно делать упражнение два раза подряд. Выжимая сок второй раз, апельсин можно заменить лимоном.