Павильон N 69 на главной выставке российской столицы - ВВЦ - хорошо известен журналистам. Здесь ежегодно проходят международные форумы прессы, в которых принимают участие и белорусские коллеги, и те, кто составляет небольшой пока, но уже весьма сплоченный союзный пул. А в первые февральские дни вместительный 69-й предоставили православной выставке-ярмарке "Церковный звон колоколов". Площадь экспозиции - более 4000 квадратных метров.
Событие приурочено к годовщине служения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, началось оно с молебна "На доброе дело". Действительно, по хорошему, доброму поводу съехались сюда, на ВВЦ, более 500 участников из России, Беларуси, Украины, Греции, Израиля и других стран, чтобы со 2 по 8 января показать и заинтересованным посетителям, и друг другу колокола и киоты, иконы и свечи, лампады и облачения из натуральных тканей. В разделе "Православная трапеза" желающие могли отведать многочисленные кулинарные изыски на любой вкус, а также купить разнообразные сорта меда, освященный кагор. Посетители также охотно приобретали новинки литературы духовного содержания, смотрели православные фильмы, участвовали в ремесленнических мастер-классах, консультировались со священнослужителями.
Цель выставки-ярмарки "Церковный звон колоколов" - приобщение широких слоев населения к ценностям и истокам православия, укрепление связей между церковными и светскими организациями. Традиционно участие в таких представительных встречах и посланцев Беларуси. Ведь у нас, россиян и белорусов, - общая история, близкие обычаи и традиции. Не случайно в 2000 году в Минске в храме в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" открылась первая в республике школа звонарей. Участниками того торжественного события стали многие священнослужители Белорусской православной церкви, а также гости из России - представители Ассоциации колокольного звона и Фонда имени великого композитора Георгия Свиридова. Открытие школы звонарей в белорусской столице, напомним, освятил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Как говорил тогда старший звонарь храма Александр Малиновский, в Беларуси звонарей по-настоящему не готовили последние 70-80 лет. Поэтому столь велика в них нужда в православных храмах. Теперь в дни торжеств, на Рождество Христово по всей Беларуси звучат колокольные звоны.
И напоследок - история, не имеющая прямого отношения к нынешней выставке на ВВЦ. За долгие годы мне приходилось слушать колокольные звоны в Печорах и Малых Корелах, Владимире и Смоленске, Иркутске и Ярославле, рассказывать в газетах и журналах о знаменитых российских звонарях - архангелогородце Иване Данилове, москвиче Игоре Коновалове, суздальце Юрии Юрьеве, подвижнике Константине Сараджеве, спасшем звонницу Свято-Данилова монастыря, увезенную в американский Гарвард. И уже после мученической кончины Сараджева возвращенную в наши дни в Москву. Мечтой легендарного колоколиста, слышавшего в октаве не 24 звука, а 1701, было "опоясать землю звоном"...
Напоследок, пользуясь случаем, хочу развеять легенду, которая почему-то уже долго кочует из газетно-журнальных и прочих материалов, посвященных колоколам и их месту в нашей жизни. Помните выражение "серебряный звон"? Дескать, добавка серебра при отливке колокола наделяет его волшебным звуком. В гениальном фильме Тарковского "Андрей Рублев" юный литейщик Бориска - роль его исполнил тогда еще юный Николай Бурляев - возбужденно восклицает: "Эх, серебреца маловато, колокол не зазвонит!"
Так вот, белый металл тут ни при чем. Великий знаток колокольных звонов Юрий Васильевич Пухначев говорил мне - сочетание "серебряный звон" нуждается в уточнении. А старший звонарь соборов Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Васильевич Коновалов убежден: у серебряного колокола звук плохой, ненатуральный. Крылатое же выражение родилось просто: при заливке металла в колокольную форму на его поверхности образуется оловянная корочка. Она и "обманывает" глаз.
Своими познаниями (оговорюсь: почерпнутыми у других) я как-то поделился с замечательным реставратором, знатоком старины Саввой Ямщиковым, недавно, увы, ушедшим от нас. Он консультировал в свое время Андрея Тарковского на съемках "Рублева". У Саввы Васильевича, человека огромной эрудиции и знаний, на все жизненные обстоятельства было свое мнение. Но тут Ямщиков честно признался, услышав от меня о "недостатке серебреца": о том не ведал.
Такие вот истории вспомнились в павильоне под номером 69 на ВВЦ, где добрым делам всегда находится место.