Президент Дмитрий Медведев предложил частному бизнесу новую форму социальной ответственности, дав поручение уже к маю представить на заседание комиссии по модернизации те инновационные проекты, которые они будут поддерживать и развивать за свой счет.
О необходимости более активного участия бизнеса в модернизации отечественной экономики в рамках заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России глава государства говорил еще в декабре, когда встречался с руководителями крупных государственных компаний. С ними, признался вчера президент, говорить в чем-то проще, в чем-то сложнее. "Но у государства есть рычаг в виде участия в капитале этих компаний", - отметил он на очередной встрече комиссии.
С частным бизнесом отношения государства и бизнеса строятся несколько иначе. На ковер его вызывать не принято, подчеркнул Медведев, хотя делать это порой приходится. В России активность частного бизнеса во благо государства и общества уже долгие годы стимулируют "социальной ответственностью". И сейчас, когда государством поставлен вопрос о модернизации экономики, частному бизнесу снова об этой ответственности напомнили. "Большие деньги предполагают и большую ответственность", - заявил прямо в глаза крупному бизнесу Дмитрий Медведев. Только теперь форму этой ответственности глава государства считает своевременным переосмыслить.
- Это не просто благотворительность и не просто то, что связано с выплатой налогов, а именно практическая нацеленность на инновации, - заявил президент. - Долг всех крупных частных компаний внести свой серьезный вклад в формирование инновационной модели экономики России.
Видео: Сергей Куксин |
Бизнес мог понять слова президента как угодно - просьба, намек, призыв к работе. Только не принимать вариантов не было, поскольку глава государства привел пусть и не такой новый, но весомый аргумент. Все присутствовавшие на заседании комиссии компании - "ЛУКОЙЛ", РУСАЛ, "Газпромнефть", СИБУР, ряд крупных металлургических предприятий и другие, - напомнил Медведев, получали государственную поддержку на всех этапах своего роста. Конечно, у самого бизнеса к государству всегда были претензии. "Многие из этих претензий оправданы, - согласился глава государства. - Но что абсолютно точно, это то, что государство проявило себя надежным партнером в кризисный период. Государство не бросило частные компании на произвол судьбы".
Исходя из всего этого, уже в течение ближайших двух месяцев государство ожидает, что частные компании определятся с теми прорывными технологиями, которые они будут поддерживать. А если идей нет, то можно посмотреть список технологий, ранее предложенный Российской академией наук, и выбрать оттуда. В любом случае, уже в мае на очередном заседании комиссии Дмитрий Медведев ждет от бизнеса прошедшие экспертизу и готовые к реализации инновационные проекты.
Предложенный график поддержал глава госкорпорации "Роснано" Анатолий Чубайс. Он тоже считает, что к маю уже вполне реально отобрать лучшие проекты и выработать меры их индивидуальной поддержки (против традиционных методов "размазывания" налоговых льгот выступил и Дмитрий Медведев).
Сперва же государству неплохо бы выработать - и сделать это уже в феврале - базовые условия инновационных проектов. В частности, Чубайс предложил, чтобы отобранные проекты способствовали развитию пяти приоритетных направлений модернизации, основывались на инновационных в мировом масштабе технологиях. Также интеллектуальные права на технологии должны принадлежать отечественному бизнесу, а сами технологии - разрабатываться силами отечественной науки, инновационных предприятий и зарубежных партнеров. Наконец, проект должен быть масштабным - например, к 2015 году обеспечить выручку в размере не менее 15 миллиардов рублей.
Но вот чего государству, по мнению главы "Роснано", точно не следует делать, так это насаждать частному бизнесу инновационные проекты. Бизнес, исходя из предложенных государством условий, должен определиться сам с участием в модернизации.
С налоговыми стимулами инновационной деятельности выступил, как полагается, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, для которого, как выразился Дмитрий Медведев, инновации являются кровным делом. После этого Кудрину уже ничего не оставалось, как соответствовать прозвучавшему представлению.
Прежде всего глава минфина предложил предоставлять льготы в рамках взносов на обязательное страхование. К уже отобранным категориям компаний-льготников могут добавить резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, малых инновационных компаний при вузах, других инновационных компаний, для которых до 2020 года совокупная ставка взносов будет установлена на уровне 14, а не 34 процентов. Этот шаг потребует от федерального бюджета дополнительно компенсировать 70-100 миллиардов рублей.
Еще на 230 миллиардов рублей в год можно снизить нагрузку на налогоплательщиков, отложив запланированное на 2011 год повышение взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1 до 5,1 процента, установив совокупную планку взносов на уровне 34 процентов.
В списке льгот от Кудрина также значатся завершение реформы системы начисления налоговой амортизации, сокращение перечня документов для правомерности использования нулевой ставки НДС при экспорте, освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования сроком на три года с начала эксплуатации и еще многое другое.
До разговора об инновациях с уже состоявшимися и опытными бизнесменами Дмитрий Медведев посвятил более полутора часов общению со студентами разных томских университетов, многие из которых искали у президента помощи в развитии своего дела и инноваций для отечественной экономики. Предварительно глава государства лично убедился, что молодые специалисты действительно дают стране новые разработки. Медведева провели по целой выставке достижений малых инновационных предприятий, открытых при Томском политехническом университете после того, как по инициативе главы государства вузам предоставили такие возможности.
"Делать это нелегко, и, строго говоря, долгие годы мы этим не занимались, - подчеркнул глава государства, говоря о заявленной им модернизации экономики. - Кризис в значительной мере все расставил по местам, показав, что у сырьевого роста нет будущего". Собственно, отсюда и родилось столь пристальное внимание к модернизации и инновациям.
Для многих молодых изобретателей и предпринимателей сегодня одним из самых острых вопросов является сама возможность коммерциализации своих разработок, внедрения их непосредственно в экономику.
Это "бремя" государство готово с большим удовольствием разделить с частным бизнесом, которому пора менять свою психологию. "Крупному - в особенности. Наш крупный бизнес обязан всему государству, всему нашему обществу, нашей стране за то, что в какой-то момент на развалинах советской экономики возникли наши крупные предприятия, - заявил Дмитрий Медведев. - В основном на 95 процентов они возникли на базе того, что было, и теперь, на мой взгляд, пора отдавать долги". Сегодня для государства хороший "должник" тот, который возвращает вложениями в высокотехнологичное, сложное и рискованное дело.
Впрочем, и сами молодые изобретатели должны понимать, что никто просто так браться за их наработки не станет. "Идеи могут быть реализованы только, если они просчитаны экономически", - указал президент. Именно поэтому к прозвучавшей мысли о строительстве тоннеля под Беринговым проливом глава государства отнесся явно скептически.
Примером хорошего расчета, возможно, являются вложения в само образование. Хотя и здесь, признался Медведев, не все расходы можно отнести к рациональным. Но новые требования к экономике ставят определенные задачи и перед образованием. В частности, к подготовке соответствующих кадров. "Мне бы хотелось, чтобы это были представители технических, инженерных специальностей, представители научного цикла, - подчеркнул президент. - Вот именно их нам сегодня очень не хватает".
А что делать с теми учеными, которые уехали из России, работают за рубежом и теперь конкурируют с нашими, интересовались у президента. "Насильственно вернуть тех, кто уехал, и опустить железный занавес, чтобы снова не уехали", - пошутил Дмитрий Медведев. Зал в ответ разразился аплодисментами.
- Надо создавать нормальные привлекательные условия для жизни, - уже всерьез ответил глава государства. - Различия уже не в том, что мало платят, а в том, что невозможно активно заниматься любимым делом.
Кроме того, после небольшого простоя, связанного с кризисом, для развития образования можно снова возвращаться к реализации отдельных инфраструктурных проектов. Так, президенту рассказали, что в Томске до сих пор не подведены коммуникации к технологическому бизнес-инкубатору. Цена вопроса - 90 миллионов рублей. "Будем возвращаться к финансированию", - пообещал глава государства.
Сам же Дмитрий Медведев решил внести свою лепту в будущее Томского политехнического университета, когда узнал, что вуз уже зарегистрировал свой эндаумент, но денег на нем нет. "Чтобы поступить по совести, я публично объявляю, что готов положить на ваш эндаумент первый взнос из своей зарплаты", - заявил президент. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова рассказала, что глава государства переведет томскому политеху свою февральскую зарплату. Как известно, ежемесячный доход президента России составляет около 240 тысяч рублей.