12.02.2010 00:50
    Поделиться

    Ветераны ведут бои, пытаясь добиться выполнения президентского указа о жилье

    Кого из ветеранов считать нуждающимися в жилье? В каждом регионе чиновники решают самостоятельно, а бывшие солдаты Великой Отечественной снова идут на бой - уже из последних сил.

    Справки старого солдата

    С осени прошлого года 92-летний фронтовик Сергей Гаврилович Щелаков из Екатеринбурга, узнав о 714-м указе президента об обеспечении жильем ветеранов, пытается встать в очередь на квартиру. Но до сих пор не попал - чиновники отказываются принимать документы.

    Щелаков воевал еще на финской, начало Великой Отечественной встретил командиром взвода конной разведки. После войны работал почтальоном, бухгалтером, шофером, строителем. На пенсию вышел лишь в 73 года. Выстроил себе кооперативную квартиру. В этой двухкомнатной "хрущевке" на 44 "квадратах" сегодня теснятся впятером с сыном, внучкой и двумя маленькими правнучками.

    - Покоя хочется... - говорит Сергей Гаврилович. Сейчас за старого солдата бьется дочь Лариса, бегает по чиновникам, собирает документы с осени. - Принесу все нужные бумаги - требуют еще и еще, - говорит Лариса. - "Принесите справку о папиной пенсии - а теперь раскладку - а теперь за три года"...

    После того как Лариса побывала на приеме в Уральском полпредстве, в очередной поход в районную администрацию ее сопровождала сотрудница полпредства. Юрист поясняет: 714-й указ в каждом регионе и даже в каждом городе трактуют по-разному. В правительстве Свердловской области нуждающимися в жилье считают тех участников войны, кто имеет десять и менее квадратных метров жилья на человека (при этом лицам, умышленно ухудшившим свои жилищные условия в течение последних пяти лет, квартира не положена). Но в районных администрациях слабо представляют, как документально оформляется выполнение президентского указа.

    - Процесс очень сложный, - вздыхает Георгий Горшков, начальник отдела по учету и распределению жилья райадминистрации (дорога в этот отдел, как признается дочь ветерана, уже снится ей по ночам). - Многие граждане теряют терпение: говорят, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем попасть в нашу очередь. За четыре года право на внеочередное получение квартиры у нас получили только сорок человек...

    Почему не объяснить людям сразу про "десятиметровую норму" и тем самым избавить их от ложных надежд и лишних мытарств, недоумевает председатель областного Совета ветеранов Виктор Ковалев. Сходив в райадминистрацию, он выяснил это сам и теперь разъясняет ветеранам. Этим же занимаются и в Уральском полпредстве.

    - Сейчас мы пытаемся унифицировать правила, сделать их понятными и доступными, чтобы с ветеранов не требовали тех документов, которые не нужны, - говорит заместитель полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе Александр Белецкий.

    Беда с новосельем

    В Брянской области чиновники тоже держат оборону. Здесь все 115 фронтовиков, стоявших в очереди, в январе уже получили квартиры в новом доме. Но после указа президента, отменившего прежние ограничения по срокам постановки на учет, в одночасье возникла новая жилищная очередь из 3500 ветеранов.

    Участник войны инвалид Иван Филиппович Беда из поселка Вадьковка Погарского района - один из таких "новых" очередников. Объясняет: "Вижу все хуже, ходить уже не могу, жена тоже почти не двигается. Нашему дому больше пятидесяти лет, он без удобств. Нужен ремонт, да средств нет. Трое сыновей живут в Брянске, жилье у них тесное".

    - После публикации указа народ повалил в администрацию. У кого жилье есть, у кого нет - все равно идут, - объясняет замглавы районной администрации Юрий Кужельный. - У Ивана Филипповича хороший собственный дом с газом. Нет, правда, теплого туалета. В очереди он не стоял, и сейчас его никто уже не поставит. Жилье предоставляется тому, у кого его нет.

    На взгляд Юрия Кужельного, о Беде должны теперь позаботиться его сыновья. То есть они могли бы отремонтировать дом - провести водопровод и канализацию. А жилья местная власть не строит - средств нет. Но старик никак в толк не возьмет, почему государственная милость ему не по чину. И он такой отнюдь не один.

    - Житья не дают, домой звонят, - жалуется председатель Брянского облсовета ветеранов войны Сергей Панков. - Подают заявления, хотя многие имеют свой благоустроенный дом. Знают, что даже однокомнатная квартира, которую могут получить, стоит почти миллион рублей. Если Погарский район сам не строит, то это не причина для отказа, ведь деньги выделяет бюджет России. Более того, фронтовик может сам приобрести жилье в любом городе или поселке и оплатить его государственными деньгами.

    Сейчас власти проверяют условия жизни новых заявителей. "К нынешнему дню мы признали право на жилье у 459 ветеранов, - сообщил "Российской газете" замгубернатора Брянской области Александр Макаров. - Дано поручение соцслужбам районов, чтобы они помогали в сборе документов претендентам. Это позволит снять напряжение в администрациях. Что касается Ивана Беды, то шансы у него тоже есть, но нужно детальнее разобраться с его жилищными условиями и принадлежностью дома.

    Около трети фронтовиков отказались жить в Брянске, им предлагают дома в других местах либо будут выделять средства на строительство жилья.

    Поделиться