Сейчас ситуация стабильна, экономика начинает выздоравливать, пиковые кризисные проблемы пройдены и у банков сверхдостаточно короткой ликвидности, которую можно трансформировать в длинные деньги, чем банки всего мира и занимаются. Это все хорошие новости, которые сообщил директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский по итогам традиционной встречи банкиров с финансовым руководством страны в пансионате "Бор". Остальные новости - плохие. Во-первых, по итогам года инфляция вполне может вернуться к двузначной цифре. По мнению Анатолия Аксакова, президента Ассоциации региональных банков России, большой дефицит бюджета может привести к значительным денежным вливаниям, что вкупе с повышением цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий подстегнет инфляционный рост. "Ускорение инфляции неизбежно приведет к увеличению кредитных ставок, которые большинство наших предприятий не потянут, - считает он. - Если деньги не пойдут в реальный сектор, они неминуемо окажутся на фондовом рынке, что может привести к надуванию очередного пузыря со всеми вытекающими последствиями". Во-вторых, ситуация в банковской системе совсем не так хороша, как нам пытаются представить. В 2009 году втрое возросло число убыточных банков - с 56 до 171, суммарный убыток - 141 млрд руб. Совокупная прибыль нашей банковской системы по итогам года составила всего лишь 209 млрд рублей. Поэтому сейчас источника пополнения резервов у банков практически нет. А просрочка растет. И помогать банкам решать эту проблему ЦБ не собирается. "Рост просрочки - это результат рискованной кредитной политики, за которую банки должны отвечать. Если не хватает средств - продавайтесь, если не получится - уходите с рынка", - считают в ЦБ.
По данным агентства финансовой статистики StatBanker.ru, на первом месте по доходам Сбербанк, его прибыль после налогообложения составила 1232 млн долл., или 17,58% от всей прибыли в российской банковской системе. Чуть отстал ВТБ - 17,49%, или 1225 млн долл. Далее в десятке самых прибыльных банков числятся: Home Credit банк (347 млн долл.), Газпромбанк (313 млн долл.), Ситибанк (236 млн долл.), ЮниКредит Банк (197 млн долл.), Транскредитбанк (176 млн долл.), Райффайзенбанк (140 млн долл.), Национальный резервный банк (135 млн долл.) и Нодеа Банк (121 млн долл.). Любопытно, что больше всего банки заработали на валютно-обменных операциях. Общий доход от купли-продажи валюты в 2009 году - 82,6 млрд долл. Из этой суммы иностранные банки получили 20,2 млрд, частные российские банки - 46,2 млрд, а госбанки - 16,2 млрд. На втором месте процентный доход по кредитам юрлицам - 50,3 млрд долл. Здесь прибыль распределилась так: 4,6 млрд - инобанки; 16,4 млрд - частные банки; 29,3 млрд - госбанки. И на третьем месте доход от розничного кредитования - 19,3 млрд долл. Из них 3,7 млрд получили иностранные банки, 7,1 млрд - частные банки и 8,5 млрд - госбанки.
А теперь о том, кто сейчас в полной мере расплачивается за рискованную кредитную политику. В 2009 году расходы банков на судебные и арбитражные издержки возросли вдвое, до 16,2 млн долл. По информации StatBanker, лидерами по объему трат на суды являются в основном розничные банки. В первую десятку входят: "Русский Стандарт" (3,1 млн долл. судебных издержек), ВТБ24 (1,8 млн долл.), Райффайзенбанк (1,1 млн долл.), Номос-банк (1,1 млн долл.), "Траст" (1 млн долл.), "Возрождение" (0,5 млн долл.), Сбербанк (0,4 млн долл.), Русь-банк (0,4 млн долл.), Россельхозбанк (0,3 млн долл.) и "Восточный" (0,3 млн долл.).
По мнению Аксакова, снижение качества ссудной задолженности, рост объема просроченных и пролонгированных кредитов, отсутствие источников для формирования резервов останется и в этом году одной из основных банковских проблем. И если государство не намерено помогать банкам в ее решении, то хотя бы не мешали работать. Опрос, проведенный Ассоциацией региональных банков среди своих членов в преддверии встречи в "Бору" показал, что банки крайне негативно относятся к планируемым нововведениям финансовых властей. Так, к намерению ЦБ сделать оценку бизнес-планов банков обязательным элементом надзора негативно отнеслись более половины банков. Они опасаются, что это приведет к усилению давления на банки и вмешательству в их текущую деятельность. Также отрицательно банкиры относятся к планам ЦБ ввести ограничения на объемы зарубежного финансирования. Две трети респондентов убеждены, что сокращение доли иностранных заимствований необходимо стимулировать не прямыми ограничениями, а через увеличение возможностей банков по привлечению ресурсов на российском рынке и диверсификацию нормативов отчислений обязательных резервов. Не поддерживают банкиры (53% против) и регулирование максимальных ставок по депозитам физлиц. Сворачивание беззалогового кредитования Банком России они также считают преждевременным. ЦБ это решение мотивирует ростом общего уровня банковской ликвидности и улучшением ситуации на денежном рынке. Мнение же большинства (53%) банков (в том числе из числа 30 крупнейших) - "это решение несвоевременно и значительно затруднит для заметного числа кредитных организаций возможность оперативно получить необходимый объем рефинансирования". И наконец, подавляющее большинство банков (78%) считает нецелесообразным в нынешней ситуации дальнейшее повышение минимального размера капитала до одного миллиарда рублей. "Опыт последнего кризиса подтверждает, что капитализация не панацея от банкротства: без государственной поддержки проблемы крупных банков могли послужить катализатором системного кризиса в банковской системе, несмотря на высокий уровень их капитализации", - утверждают участники рынка. Банкиры удивляются, почему по отношению к другим отраслям экономики государство провозглашает политику поддержки малого и среднего бизнеса, в то время как в банковском секторе она является противоположной. Причем так думают и крупные банки.