16.02.2010 00:15
    Поделиться

    Минобрнауки привлекает частный капитал в школы

    Минобрнауки готово пойти на эксперимент - в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) привлечь инвесторов к сотрудничеству.

    Прежде всего инвестиции пойдут в те сферы, которые требуют больших затрат, - капитальное строительство учебных корпусов, общежитий, модернизацию школ и создание высокотехнологичных объектов, таких, например, как электронные библиотеки. Бюджетных денег на это не хватает, а если они и находятся, то инфляция за два-три года делает стройку намного дороже, и из бюджета приходится выделять дополнительные средства. Все это затягивает сроки сдачи объектов.

    В министерстве разработана схема взаимовыгодного сотрудничества государства и частного капитала. Инвесторам предлагают: вы вкладываете деньги сегодня, строите объект и получаете право его обслуживать. Причем вам средства полностью вернут, правда, не сразу, а в течение определенного времени. В чем здесь интерес инвестора?

    - Это хороший контракт, который заключается на много лет вперед, ведь государство - надежный партнер, - сказал корреспонденту "РГ" директор департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки минобрнауки Артемий Никитов. - Поэтому инвестору легко строить правильный бизнес-процесс. Срок обслуживания здания будет зависеть от того, сколько надо вложить в проект и за какое время он может окупиться. На сегодняшний день мы взаимодействуем с Внешэкономбанком и банком ВТБ. В частности, Внешэкономбанк планирует участвовать в разработке программ капитального ремонта аварийных школ и строительства бассейнов в вузах.

    В новой модели взаимоотношений расчет сделан на то, что частный инвестор станет работать гораздо эффективнее и быстрее, чем государство: строительство, скажем, займет не пять лет, а три года и обойдется дешевле, так как стройка будет вестись самым экономичным способом.

    Еще одна сфера, где может пригодиться ГЧП, - совместная подготовка кадров, когда на базе частного предприятия открываются учебные лаборатории вузов, техникумов или колледжей. Бизнес получает квалифицированные кадры, а учебное заведение - новые возможности обучения, программы, приближенные к требованиям производства и преподавателей, которые знают, что нужно сегодня промышленности. Попытки привлечь бизнес к подготовке кадров в общем-то уже были, например на базе Новолипецкого металлургического комбината, некоторых горнодобывающих производств. Но сотрудничество там шло на основе двусторонних договоров, на уровне личных хороших отношений директоров предприятий и учебных заведений. А для масштабной работы нужны проработанные организационно-правовые механизмы, которых пока нет.

    Для того чтобы опробовать разные модели и механизмы ГЧП, минобрнауки в этом году проведет эксперимент на трех площадках. Это МИСиС, Старооскольский технологический институт и Академия дополнительного профессионального образования "Учебный центр подготовки руководителей". Есть список организаций разных форм собственности, которые будут взаимодействовать с этими образовательными учреждениями. В МИСиСе будут отрабатываться типовые технологии долгосрочной подготовки кадров по заказу работодателей, создание для этого научно-образовательных структур и ведения научно-исследовательской работы. На базе Старооскольского института пройдут проверку механизмы строительства с привлечением инвесторов, создания технопарков и образовательных центров. Третья площадка на базе "Учебного центра подготовки руководителей" ориентирована на создание системы программ непрерывного проф-образования с участием коммерческих организаций.

    Если все получится, то к концу 2010 года будут готовы необходимые пакеты документов, которые можно будет использовать всем образовательным учреждениям для сотрудничества с бизнесом.

    Поделиться