Оборот розничной интернет-торговли вырос за год на 40 процентов

По данным Росстата, реальный оборот розничной торговли за 9 месяцев 2009-го снизился на 5%. Зато интернет-магазины чувствуют себя неплохо. По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), за первое полугодие интернет-розница выросла на 70 -80% по сравнению с январем - июнем 2008 года. По предварительным данным, прирост оборота за год достигнет 40%.

При этом аналитик ИК "Капитал Инвест" Антон Устинов считает, что доходность электронной торговли в прошлом году выросла в стране на 50-60%. Цифры вполне фантастические, тем более что общий годовой оборот рынка сейчас составляет свыше 100 млрд рублей.

Эксперты Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) отмечают, что самое большое влияние на объемы рынка интернет-торговли оказывают розничные сети. То есть выручка интернет-магазинов, не имеющих собственных стационарных торговых точек, гораздо меньше, чем у соответствующих подразделений "офлайновых" операторов. В числе лидеров рынка исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский называет такие компании, как "Техносила", "М.Видео", "Утконос", "Евросеть". По оценкам "Оборот.ru", интернет-продажи приносят сетям "Эльдорадо", "М.Видео", "Евросеть", "Связной", "Техносила" до 2% оборота. Посещаемость их сайтов - 10-100 тыс. человек в день, покупателем становится каждый сотый посетитель, а сумма среднего чека колеблется в пределах 100-2000 рублей.

Аналитики исследовательского холдинга "Ромир" в ходе опроса населения установили, что число россиян, совершавших покупки в 2009 году в Сети, выросло на 8%. Почти в два раза, с 27% до 52%, увеличилось число активных сетевых покупателей, совершающих покупки в Интернете как минимум один раз в месяц или чаще.

Скорее всего, в ближайшее время положительный тренд сохранится и в 2010 году число покупателей в Сети также будет расти. Об этом свидетельствует тот факт, что в будущем приобретать товары через Интернет планируют 90% опрошенных респондентов. Для сравнения: в августе 2008 года эта цифра составила 79%. В "Ромире" также отмечают, что за это время количество негативно настроенных по отношению к интернет-магазинам участников опроса сократилось с 12% в 2008 году до 4% в 2009-м.

По статистике, около 80% всех доходов электронной торговли приходится на несколько крупных российских интернет-магазинов, представляющих самый широкий ассортимент товаров. Сюда же можно отнести и виртуальные филиалы торговых сетей. Малые и средние онлайн-шопы занимают соответственно 20% рынка. Как правило, они фокусируются на каком-то одном сегменте товара, например на оргтехнике или книгах.

Начиная с 2008 года количество сравнительно небольших интернет-магазинов в России заметно стало увеличиваться. Такой рост напрямую был связан с распространением недорогого и быстрого доступа в Сеть. Для малого бизнеса это выгодный формат ввиду сравнительно небольших издержек на старт. Сейчас на открытие малого онлайн-магазина начинающему предпринимателю необходимо потратить в среднем 30-100 тысяч рублей, и это без стоимости товара. Приблизительно половина средств уйдет на создание полноценного сайта, все остальное - на рекламу. Владелец такого магазина при желании может быть одновременно и продавцом, и поставщиком товаров, и курьером, но все же без дальнейшего инвестирования онлайн-проект может заглохнуть.

По мнению менеджера "Озон.ру" Михаила Осина, сегодня небольшие магазины не могут конкурировать с крупными игроками - не тот ассортимент, да и цены гипермаркеты за счет больших объемов продаж могут предложить более выгодные. Однако узконишевые малые интернет-магазины порой могут оказаться для покупателя более привлекательными.

В ближайшие годы у небольших "немосковских" интернет-торговцев могут появиться шансы влиться в единую национальную сеть крупных интернет-магазинов. Для этого, скорее всего, будет использован франчайзинг. Игроки рынка из столицы получат дополнительную клиентскую базу и отлаженную систему доставки на местах. В свою очередь их региональные партнеры смогут предложить клиентам магазинов более широкий ассортимент товаров и низкие цены.

И все же, несмотря на всю радужность перспектив, российский рынок интернет-магазинов пока еще занимает довольно скромное место в розничной торговле, всего 2-3%. Но темпы роста этого рынка столь велики, что некоторые эксперты уже видят в онлайне серьезную конкуренцию обычным гипермаркетам.

- Крупные розничные сети, не так давно вышедшие со своей техникой на онлайновый рынок, уже перешагнули стопроцентную отметку роста, - считает Антон Никольский. А мобильные дилеры, недавно заявившие, что продажи в салонах упали больше чем на треть, увеличили прибыль через сайты на 40 процентов только за один квартал.

Никаких законов, регламентирующих интернет-торговлю, пока нет. Права "виртуальных" покупателей защищены статьей "Дистанционный способ продажи товаров" закона о защите прав потребителей. Но и этот документ действует, если вы уже приобрели некачественный товар. Поэтому многие консервативно настроенные россияне не торопятся отдавать свои деньги "невидимому" продавцу. К тому же многие боятся использования своих личных данных сетевыми мошенниками. Но с 1 января 2010 года вступают в силу поправки к закону о персональных данных, и не сумевшие выполнить весьма жесткие требования по сохранению информации о клиенте будут нести гражданскую, административную, дисциплинарную, а может быть, и уголовную ответственность.

Главным сдерживающим фактором развития интернет-торговли является недостаточное распространение электронных платежей. По сведениям "Интегрума", на сегодня наличные остаются преимущественным способом оплаты покупок в интернет-магазинах: их доля примерно в четыре раза выше, чем платежей с помощью кредитных карт.

Сроки доставки товара также оставляют желать лучшего, известны случаи, когда заказанная книга или диск шли до потребителя неделями.

На нашем рынке интернет-торговли сегодня доминируют отечественные компании. Иностранцы имеют позиции только в каталожной торговле, и то не сами каталожные компании, а их российские компаньоны, которые открыли склады на территории России. В связи с отменой таможенных сборов с почтовых отправлений из-за границы возможен интерес к нашему рынку со стороны иностранных интернет-магазинов, но в обозримом будущем они не смогут составить сколько-нибудь значительной конкуренции отечественным онлайновым торговцам.