Владельцы кинотеатров выстраиваются в очередь за оборудованием для показа 3D-фильмов

Кассовый успех фильма Джеймса Кэмерона о синекожих жителях планеты Пандора заставляет продюсеров спешно переделывать свои фильмы в 3D-формат, а владельцев киносетей - переоборудовать кинотеатры. Заработать на интересе зрителя к новому развлечению хотят все.

"Некоторые зрители уверены, что "правильный" "Аватар" шел только в 3D, а в 2D - это что-то вроде другой версии фильма", - рассказывает менеджер одной из крупных российских киносетей. Трехмерный формат буквально за год изменил лицо киноиндустрии - теперь практически ни один громкий релиз невозможен без стереоварианта. В начале апреля выходит очередной блокбастер - "Битва титанов", сюжет которого эксплуатирует тему древнегреческих мифов. Естественно, в 3D. Первоначально планировался "обычный" релиз, но аномальные кассовые сборы "Аватара" заставили студию в спешном порядке броситься переделывать эпическое кино в трехмерный формат. Не испугала голливудских продюсеров и стоимость работы - около $ 5 млн. "Бонусы" от перевода в модный формат должны окупить все - по оценкам экспертов, копии фильма в 3D собирают примерно в три раза больше денег, чем их двухмерный аналог.

Владельцы кинотеатров рассказывают, что в конце прошлого года за оборудованием для показа 3D пришлось выстраиваться в буквальном смысле в очередь. Все готовились к двум громким трехмерным релизам - "Рождественской истории" Роберта Земекиса и "Аватару" Джеймса Кэмерона. В результате "предновогодней гонки" по всей стране появилось более 100 залов. В большинстве случаев речь шла не о новых залах, а о переделанных "обычных" площадках. Благо стоимость проектора, способного демонстрировать ленты в 3D, не превышает 100-115 тыс. евро. Всего же в прошлом году в России открылось 160 новых залов (общее количество - около 350), способных демонстрировать фильмы в формате 3D, а к концу 2010 года их число должно дойти до 500. Еще пару лет назад таких экранов на всю страну было чуть более тридцати.

Несмотря на высокую стоимость билетов (в среднем 350-450 рублей), зрители осаждают кинотеатры, чтобы поглазеть на новомодный аттракцион. Так, по подсчетам аналитиков отраслевого журнала "Бюллетень кинопрокатчика", около 70% кассы "Аватара" в России (а это почти $ 105 млн) принесли показы именно в 3D. Общая же "касса" трехмерных картин к началу 2010 года перевалила за $ 3 млрд. Увеличивает кассу и то обстоятельство, что 3D-ленты идут в кинотеатрах, как правило, дольше "плоских" конкурентов. К примеру, "Рождественская история" продержалась в прокате 11 недель, а "Аватар" - восемь и не собирается исчезать с экранов. Это феноменальные показатели, учитывая, что обычные картины крайне редко остаются в прокате дольше трех недель.

Все это делает производство объемных картин повальным увлечением - покуситься на востребованный формат решил даже режиссер эротических лент Тинто Брасс. Не могли остаться в стороне и крупные игроки - трехмерные версии будут у новых серий о Джеймсе Бонде, Гарри Поттере и Человеке-пауке, в объеме выходят "Алиса в стране чудес", новая часть "Обители зла" и даже очередная серия "Пилы". Всего в 2010 году на экраны выйдет более двух десятков трехмерных лент, но главным событием обещает стать декабрьский релиз ремейка истории 1982 года "Трон. Наследие" в 3D. Бюджет экшна впечатляет заранее - более $ 300 млн!

В Голливуде настоящая эйфория - на прошлой неделе студия Sony Pictures, объявившая о массовом "отрехмеривании" своей библиотеки, решила по тратить $ 5 млн на конвертацию в 3D картины "Священник" Скотта Стюарта. Есть и более многообещающие планы: компания Lightstorm Entertainment, созданная Джеймсом Кэмероном, планирует перевести в трехмерный формат "Титаник" и "Терминатор-2. Судный день", а Джордж Лукас, по слухам, собрался придать объема своим "Звездным войнам"!

Производство 3D-картин обходится в среднем на 20% дороже "обычных", но, по расчетам продюсеров, затраты должны окупать повышенные кассовые сборы. В Голливуде верят, что именно 3D заставит зрителей снова активно начать ходить в кинотеатры, и готовятся к этому - к лету 2010 года на американском рынке будет уже около 7 тыс. цифровых экранов. Кроме того, все больше компаний собираются выпускать DVD и Blu-ray-плееры с возможностью показа объемного изображения, а корпорация Panasonic объявила о том, что намерена начать продажи плазменных 3D-телевизоров уже в конце апреля. В планах - продать в течение 2010 года около 1 млн телевизоров.

Собираются извлечь выгоду из интереса к трехмерному формату и в России. Так, в январе 2011 года в прокат выйдет комедия от Comedy Club Production "Самый лучший фильм-3" в 3D. В этом году появятся фэнтези-экшн "Темный мир" с бюджетом в $ 10 млн и триллер-долгострой "Вий", продюсеры которых решили "отрехмерить" уже было готовые к выходу на широкие экраны фильмы. Эксперты уверены: тенденцией нынешнего года станет как раз "отрехмеривание" российских проектов. Правда, у данного процесса хватает и скептиков. "Это форменное безумие, - считает продюсер фильмов "9 рота" и "Красный жемчуг любви" Елена Яцура. - Большинство российских фильмов ужасающего качества. Если их будут массово переводить еще и в 3D-формат, ни к чему хорошему это не приведет".

Пока же российским производителям похвастать действительно нечем - первый отечественный 3D-мультфильм "Наша Маша и волшебный орех" при общих затратах на производство и продвижение в $ 4 млн собрал в прокате лишь $ 600 тыс.