16.02.2010 00:20
    Поделиться

    В частных школах комиссии из разных ведомств перепроверяют друг друга

    В "РГ" от 9.02 мы рассказали о трудностях, с которыми приходится сталкиваться негосударственным школам ("Уравнение с неравенством"). В Госдуме прошли парламентские слушания, какие изменения в законодательство надо внести, чтобы частные и государственные школы имели равные права?

    Последние 8-9 лет количество негосударственных школ в России постоянно растет. Сейчас их уже 726. Большая часть находится в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Численность учеников частных школ - около 72 тысяч человек. И каждый год эта цифра увеличивается.

    Но растет не только количество учеников частных школ, но и плата за обучение. Самые дорогие - гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов. Цена там доходит до 60-70 тысяч рублей в месяц. Почему так дорого? Ведь все школы - и государственные, и частные - работают в принципе по одним и тем же программам и следуют требованиям госстандарта. Главная причина высокой платы обучения - расходы на аренду зданий, налоги на имущество и землю. Как же сделать частное образование более доступным?

    Все представители негосударственного сектора образования в своих выступлениях в Думе просили вернуть им бюджетное финансирование, которое было у частных школ до 2005 года, освободить от налогов и ввести льготы по аренде, а то и вовсе освободить от нее. Директор самарской негосударственной школы "Эврика" рассказала о трудностях, с которыми она столкнулась при получении лицензии. Обязательное условие получения - два медицинских кабинета. В то время как в большинстве зданий старой постройки, которые обычно арендуют школы, проектом предусматривался всего один медкабинет. Еще нюанс - дублирующие проверки. Все условия, которые предъявляет к учебному заведению - обладателю лицензии Рособрнадзор, потом вторично перепроверяет Роспотребнадзор, пожарная инспекция. Директора московских школ говорили о предвзятом отношении к ним со стороны чиновников.

    Минобрнауки внесло свои предложения: прописать на законодательном уровне ответственность местных властей, в том числе и за негосударственный сектор общего образования, активнее использовать нормативно-подушевой механизм оплаты образовательных услуг, который действует по принципу "деньги следуют за ребенком". Выполнять муниципальный заказ на образование могли бы не только государственные школы, но и частные, естественно, только те, которые имеют госаккредитацию.

    Собственно говоря, в некоторых регионах - Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Нижегородской области - негосударственные школы получают подушевой норматив, но эти деньги, по словам директоров, покрывают лишь 9-10 процентов расходов. Есть регионы, где частные школы освобождены от платы за аренду, например Краснодарский край. Таких, к сожалению, единицы.

    Депутаты Госдумы тоже считают, что негосударственным школам местные власти должны помогать активнее, в том числе предоставляя налоговые льготы. А что касается прямой финансовой поддержки, то по результатам парламентских слушаний органам законодательной власти на местах дано указание - "предусмотреть принятие нормативных актов в части бюджетного финансирования негосударственных образовательных учреждений".

    Возможно, в ближайшее время в Госдуму будут внесены проекты федеральных законов, уточняющих права частных школ на получение финансирования за счет бюджетных средств и снижающих траты на лицензирование и аккредитацию.

    Поделиться