В этом году в России появится государственная корпорация "Росгеология". О перспективах развития геологической отрасли рассказывает председатель Совета Федерации ФС РФ, инженер-геофизик с двадцатилетним стажем, автор многих инициатив в области развития геологии Сергей Миронов.
- Что даст отрасли создание нового холдинга?
- Я уже не раз высказывал свое мнение о том, что необходимо воссоздание в нашей стране единой государственной системы управления геологической отраслью. Это позволит сконцентрировать усилия на решении тех стратегических задач, о которых мы сегодня говорим.
Нынешняя ситуация в отрасли такова, что компании, работающие на территории России, используют изученную еще в советское время ресурсную базу. По данным Института геологии нефти и газа СО РАН, до 1991 года в СССР находили примерно в 2-3 раза больше нефти, чем добывали, однако с 1994 года Россия качает нефти больше, чем открывает.
Если не поддерживать нужный уровень геологоразведки, уже в ближайшее время страна может столкнуться с серьезными проблемами: придется фактически с белого листа изучать очень сложные участки недр, что сразу введет большую неопределенность в темпы освоения открытых месторождений. В свою очередь, это приведет к тому, что уже через 4-5 лет Россия не сумеет точно определить, сколько нефти сможет экспортировать, что не лучшим образом отразится на ее долгосрочных экспортных контрактах.
Считаю, что также очень важно укрепить систему государственной геологической экспертизы и контроля. В этом заинтересованы не только государство, но и частный бизнес, который также нуждается в достоверной и полноценной геологической информации.
Сегодня нередко складывается просто опасная ситуация, когда геофизическую информацию наши отечественные компании вынуждены покупать у зарубежных сервисных организаций, причем нередко с условием покупки у них дорогостоящего оборудования, которое, в принципе, мы можем производить и у нас в стране.
Необходимо внести ясность и в разграничение функций между государством и бизнесом в процессах геологического изучения и разведки полезных ископаемых. Нерешенность этих вопросов приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств.
К тому же из нашей собственной истории мы знаем, что в 60-70-х годах быстрое наращивание минерально-сырьевой базы в немалой степени было обеспечено за счет создания крупных территориальных и научно-производственных объединений и специализированных геолого-разведочных организаций, работавших под единым началом министерства геологии.
Поэтому мне представляется очень правильным решение правительства создать на базе разрозненных государственных геологических предприятий мощный производственный холдинг "Росгеология".
При этом очень важно, как говорится, не выплеснуть с водой ребенка. Главное, чтобы реорганизация не превратилась в формальную перетряску нынешних структур, многие из которых при всех критических замечаниях все-таки работают, а, напротив, привела бы к реальному повышению качества управления отраслью.
- Создание "Росгеологии" - одна из задач, продекларированных в "Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года". На каком этапе находится сегодня работа над этим документом?
- Проблемы отрасли и минерально-сырьевой базы постоянно находятся в поле зрения Совета Федерации. В ходе подготовки этого документа мы уже провели парламентские слушания, где были представлены практически все звенья геологоразведочной отрасли. Разговор шел сугубо профессиональный. Мы пригласили на парламентские слушания всех первых руководителей отрасли с 1970 года, бывших заместителей министров и СССР, и России. А также специалистов, которые работали в разные годы и продолжают работать сегодня.
"Стратегию-2030", доработанную министерством природных ресурсов и экологии, планируется представить в правительство РФ в апреле 2010 года.
Что же касается "Росгеологии", то все основные задачи развития минерально-сырьевой базы носят долгосрочный характер и должны решаться не отдельно друг от друга, а в контексте общеэкономической стратегии страны. Поэтому столь необходимо воссоздание в России единой государственной системы управления геологической отраслью.
Напомню, одной из основных задач стратегии является стабилизация добычи нефти в РТ на уровне 30 млн тонн в год. Для этого необходимо принять меры по активизации поиска и разведки новых месторождений, вовлечению в разработку низкопродуктивных запасов, повышению коэффициента извлечения нефти и освоению месторождений природных битумов.
Учитывая чрезвычайную важность "Стратегии-2030" не только для геологии и для развития МСБ, но и для экономики страны в целом, нам придется к этой теме возвращаться и после того, как правительство одобрит эту стратегию, и перед нами встанет задача ее законодательного сопровождения.
- В чем вы видите основные провалы отрасли?
- Каждый специалист в области геологии знает, что на сегодняшний день объемы добычи по-прежнему серьезно опережают темпы разведки и освоения месторождений. В результате за прошлые годы значительно сократился поисковый задел. Так, даже по нефти, по природному газу прирост запасов по отношению к добыче составляет не более 60 процентов. По объемам доказанных запасов нефти Россия сегодня находится лишь в конце первой десятки нефтяных стран.
Столь же серьезная ситуация с износом фондов, устареванием технологий, крайне недостаточным финансированием геологической науки, состоянием в сфере геологической информации и сервисных услуг. К сожалению, в настоящее время мы столкнулись с тем, что отсутствие инфраструктуры и современных технологий во многом тормозит разведку новых, наиболее перспективных нефтегазовых территорий Восточной Сибири, континентального шельфа Арктики. Словом, все основные задачи развития геологической отрасли носят долгосрочный характер и должны решаться не отдельно друг от друга, а в контексте общей экономической стратегии нашей страны.
- Как отразился на геологии финансовый кризис?
- К сожалению, под влиянием кризиса государство и частные компании сократили и без того недостаточное финансирование геолого-разведочных работ. Между тем, по прогнозам ученых-геологов, для реализации даже умеренно оптимистичных вариантов энергетической стратегии России необходимо увеличить объемы ГРР в четыре-пять раз по сравнению с нынешним уровнем.
Объясняется столь высокая цифра ассигнований тем, что с началом кризиса российские нефтяные компании резко сократили расходы на геологоразведку. В 2009 году расходы на поиск новых месторождений сократились на 10%. Однако уже в скором времени минприроды намерено предложить правительству и минфину увеличить финансирование геологоразведки в 2010 и 2011 годах.
Хочу подчеркнуть, что значительный ресурс подъема геологии кроется в улучшении организационной структуры управления отраслью. К сожалению, в результате административной реформы 2004 года функции некогда единого геологического ведомства оказались рассредоточенными по ряду министерств и подразделений. Жизнь показала, что дробление единой геологической службы на отдельные структуры по контролю, нормативно-правовому и хозяйственному обеспечению оказалось неоправданным. Получилось как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку.
Многие из наболевших отраслевых проблем напрямую связаны с упущениями в системе государственного регулирования в сфере недропользования, а зачастую и с крайне низкой эффективностью корпоративного управления. Все это должно учитываться при определении стратегии выхода из кризиса и будущего развития.
При грамотном управлении сырьевой комплекс способен стать одним из лидеров в решении задач по модернизации экономики России.
Отмечу также, что ни одна самая масштабная антикризисная программа государства не будет иметь успеха без опоры на бизнес-сообщество. Задача государства - с помощью продуманной системы экономических и законодательных норм регулирования направить энергию бизнеса в русло решения общегосударственных задач.