16.02.2010 00:00
Поделиться

Фиби Таплин предлагает новый подход к выбору подарков в России

Как выбрать подарок, чтобы он пришёлся по душе? У каждого, кто побывал в России, уже есть все желанные его сердцу матрешки. Фиби Таплин предлагает новый подход к выбору подарков в России.

Недавняя воскресная ревизия помогла выявить новое поветрие: все больше современных изделий раскрывают темы советской жизни в ироническом ключе. Даже вездесущая матрешка может преподать небольшой урок истории, когда вы будете извлекать из нее одного вождя за другим. К стандартному подарочному набору добавились советские агитационные плакаты, часы, сделанные из жестяной банки из-под икры, и буфетные вывески.

Ностальгические мотивы так и бросаются в глаза в специализированных магазинчиках вроде "Бюро находок" и "Министерства подарков". Игрушки и хозяйственная утварь ушедших времен вернулись в виде украшений, ламп, записных книжек. Водочные стопки можно наполнить при помощи миниатюрного советского бензонасоса. В числе самых популярных подарков - советские агитационные плакаты, которые продаются в наборе и по отдельности. Серии объединяются тематически или стилистически, например: освоение космоса, туризм, конструктивизм. Кирилл Калинин продал на минувшей рождественской ярмарке множество таких плакатов; за последние двенадцать лет ему удалось собрать коллекцию из нескольких тысяч советских постеров. "Эти плакаты годами были никому не нужны, их использовали в качестве оберточной бумаги или сдавали в макулатуру", - рассказывает Калинин. Он считает их "недооцененным искусством". На аукционе "Сотбис" такой плакат недавно ушел за 56 000 долларов: этот милый подарок сделал своей спутнице один из олигархов средней руки. Популярны не только эмблемы Советской России, но и символы "новорусского" капитализма. В сети "Бюро находок" продаются потертые шлепанцы с логотипами "Ауди" и "Порше".

Компания "Конфаэль" специализируется на шоколадных яхтах и BMW, которые будут милы сердцу олигарха, а также на Снежных Королевах, Щелкунчиках и шоколадных почтовых открытках с видами Собора Василия Блаженного. Даже шоколадные деньги здесь - не обернутые в фольгу монеты, а стодолларовые банкноты, которые запросто можно съесть. "Конфаэль" сравнительно недавно появился на российском шоколадном Олимпе. Прежние фавориты, вроде фабрики "Красный Октябрь", по-прежнему держат марку, заворачивая свои невероятно сладкие конфеты из темного шоколада в обертки с репродукциями картин Третьяковской галереи. В этом году в ассортименте прослеживается возвращение к традициям девятнадцатого века, хотя сама московская фабрика недавно перебралась в новые загородные строения. "Конфаэль", напротив, компания XXI века, основанная в 2001 году. Ее специализация - дорогие подарочные изделия:- от съедобных двадцатипятикилограммовых бегемотов до шоколадных семейных портретов. Вот вам и уникальный подарок: съедобные отец с матерью, которых можно окатить водкой из бензонасоса. Традиционные портреты - семейные, размером со стену, и индивидуальные - снова актуальны: тут и излюбленные олигархами фантазии в духе Никаса Сафронова, и дружеские шаржи от рвущихся подзаработать начинающих художников, которых здесь немалое количество.
 
Ломоносовский фарфоровый завод, основанный в Петербурге в 1755 году, также сумел выгодно соединить традиции и соответствие индивидуальным предпочтениям покупателей. Императорский фарфоровый завод до сих пор выпускает классические сервизы с кобальтовой сеткой, а также красочные серии "в русском стиле", со сказочными мотивами. Здесь можно заказать фарфоровое изделие с монограммой в соответствии со своим вкусом и социальным положением. Более экономные покупатели ограничатся керамикой из Гжели: эти статуэтки, которые делают в богатых глиной деревнях на реке Гжелка неподалеку от Москвы, иногда стоят меньше одного доллара. В нынешнем 2010 году прилавки наводнены сине-белыми полосатыми кошечками, которые должны знаменовать наступление года Тигра.

Осетры, увенчанные звездами кремлевские башни, императорские короны, двуглавые романовские орлы и бюсты Петра Великого - такими оригинальными бутылками полон магазинчик при водочном заводе "Кристалл" на восточной окраине Москвы. Для большинства потребителей этого напитка водка - всегда водка, так что чем более аляповатой будет бутылка - тем лучше. "Кристалл" - крупнейший производитель водки в России. В числе проверенных временем наименований - водка "Старая Москва" и "Столичная".

Валяные сапоги под названием "валенки" носят в России уже сотни лет. После долгого забвения они снова в моде. Изначально их носили крестьяне и рабочие - валенки считались самой теплой обувью. Теперь, понаблюдав за горожанами на улицах Москвы, можно составить представление о разнообразии валенок. Их можно расшить, раскрасить или отделать мехом. Компания "Горизонт" изготавливает не только валенки, но и фетровые шляпы, в том числе огромные забавные валяные колпаки для русской бани, которые в американском спа-салоне могут потрясти ваших друзей до глубины души.

Еще одна новинка из числа хорошо забытого старого - павлопосадские платки. Русский модельер Вячеслав Зайцев использовал их яркий цветочный мотив в своих изделиях еще в шестидесятые годы. Элегантные девушки, изображенные на фирменных сумках магазина, носят такие платки обернутыми вокруг талии. Но по правде говоря, надевая их, все еще трудно не чувствовать себя бабушкой.

Статья опубликована во вкладке Russia Now в The Washington Post (США) 16.12.09

Английская версия также доступна в формате E-paper на странице 3

Тексты, опубликованные во вкладках, могут подвергаться стилистической правке со стороны газеты-партнера.