На юге России создается транспортный узел для обслуживания всего транзита из Юго-Восточной Азии в Европу

В Ростове-на-Дону создается межрегиональный транспортный центр. На него будет переведен значительный поток грузов, который сейчас достается Украине.

В силу выгодного географического расположения Россия могла бы обеспечить почти весь транзит товаров из стран Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. Излишне говорить, какие выгоды это сулит отечественной экономике. Но гигантский грузопоток следует в обход нашей страны. Для обслуживания грузопотока Россия не располагает необходимой инфраструктурой. Грузы достаются прикаспийским и причерноморским государствам. Потери российской казны исчисляются миллиардами долларов.

Исправить положение могли бы мультимодальные транспортно-логистические узлы - специальные портовые комплексы, располагающие возможностями для обработки всех видов грузов и отправки их всеми видами транспорта по всем направлениям. До сих пор подобных центров на Юге России не было. И вот теперь развернулись работы по сооружению универсального порта в Ростове-на-Дону. Это единственный в России устьевой порт, то есть способный обслуживать как морские, так и речные суда.

Терминал возводится неподалеку от южной столицы в промышленной зоне "Заречная". Он строится в рамках транспортных коридоров Север-Юг, Восток-Запад и будет включен в состав Большого Европейского транспортного кольца (сеть автотрасс, железнодорожных путей и портов в нескольких странах вокруг Черного и Азовского морей). Порт должен быть сдан в 2013 году, а уже через три года он будет обрабатывать 16,5 млн тонн грузов ежегодно. К 2030 году планируется выйти на уровень 30 млн тонн.

- Российские грузы, поступающие на европейский рынок, обслуживаются портами Мариуполя, Южного, Ильичевска, - сообщил руководитель одного из региональных пароходств Михаил Швалев. - С вводом в строй ростовского универсального порта Россия получит значительную часть трафика, которая в настоящее время достается Украине. Именно через Ростов пролегает самый выгодный путь по доставке товаров в Европу. Он на 15 суток короче традиционных маршрутов. Доставка контейнерных грузов будет обходиться на 5-10 долл. дешевле, чем при транспортировке через Украину.

Универсальный порт создается за счет средств частных инвесторов, государственной казны и региональных бюджетов. Общая стоимость работ оценивается почти в 20 млрд рублей. Учитывая значимость проекта, он включен в федеральную целевую программу модернизации отечественного транспорта. Из федерального бюджета на его строительство выделяется 5 млрд рублей.

Выполнение столь масштабной задачи стало возможным после того, как власть и бизнес договорились об условиях сотрудничества. Сооружение терминала ведется в форме государственно-частного партнерства. В России всего два примера ГЧП в сфере мультимодальных перевозок - в Ростове и Казани.

- В ЮФО бизнес приступил к реализации проекта и начал формировать инфраструктуру порта раньше, чем к этому подключилось государство, - отметил заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков во время визита на Дон. - Обычно происходит наоборот.

В минтрансе рассчитывают, что деятельность ростовского терминала будет увязана с существующей и перспективной инфраструктурой на Юге России. Помимо Ростова, контейнерные грузы, которые обрабатываются сейчас в украинских портах, станут поступать в порты Кубани. Доставка грузов в порты будет осуществляться по новой транспортной развязке на южном подъезде к донской столицы. Кроме того, в 2011 году в Ростове-на-Дону начнется сооружение крупнейшего на Юге России аэропорта, который сможет принимать 6-8 млн пассажиров в год. Общая стоимость всех транспортных проектов в округе оценивается в 55 млрд рублей.