Российская Федерация стала одним из первых государств, присоединившихся к международной Конвенции о запрещении химического оружия. Ее ратификация в 1997 году стала началом нового, практического этапа - уничтожения российского химоружия. Принятая для решения этой задачи федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" в силу ее чрезвычайной важности получила статус президентской.
Федеральная целевая программа успешно реализуется. На месяц раньше срока - 26 ноября 2009 года - успешно завершен ныне уже третий этап российской программы ликвидации химической смерти - уничтожено 45 процентов запасов боевых отравляющих веществ. А началась реализация программы в поселке Горный.
Нелегкая судьба первопроходца
Первенцу среди российских объектов УХО выпала нелегкая судьба первопроходца. Первые работы в интересах создания объекта по уничтожению химического оружия в Саратовской области начали проводиться еще в первой половине 90-х годов. В период с 1992 по 1994 год были проведены научно-исследовательские работы, позволившие на конкурсной основе выбрать технологии уничтожения ОВ кожно-нарывного действия - иприта, люизита и их смесей и на их основе начать проектирование завода УХО. В отсутствие ФЦП (ее первая редакция была принята в 1996 году) правовой основой проведения работ стало постановление Правительства РФ N 1470 от 30.12.1994 года "Об организации работ по созданию объекта по уничтожению запасов отравляющих веществ, хранящихся на территории Саратовской области". Первоначально строительство объекта предполагалось осуществить в течение 4 лет, в 1995-1998 годах. За это время впервые в российской практике в Саратове состоялись публичные слушания по проблеме уничтожения химического оружия. Был выбран земельный участок под строительство, разработано и согласовано в надзорных органах технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства. В соответствии с принятым Федеральным законом "Об экологической экспертизе" были проведены государственная экологическая экспертиза материалов ТЭО, а также общественные слушания по одному из его разделов - оценке воздействия на окружающую среду с экспертизой общественными организациями. Первоначально завершить практический этап строительства и начать уничтожение отравляющих веществ в Горном планировалось в конце 2000 года. Однако к этому сроку развернуть полномасштабное строительство не удалось в связи со сложным финансово-экономическим положением страны. В июле 2001 года была утверждена новая редакция ФЦП, которая более полно учитывала реальные экономические возможности России. Это позволило, определив в качестве одной из главных задач на 2001-2002 годы завершение создания объекта в Горном, сосредоточить выделяемые бюджетные средства на строительстве этого объекта. Так, если в 2000 году финансирование объекта УХО "Горный" составляло 260,3 млн рублей, то в 2001-2002 годах оно возросло до 3 млрд 280 млн рублей, т.е. увеличилось почти в 13 раз.
В короткие сроки удалось решить еще одну важнейшую задачу, без которой ввод в строй Горного стал бы невозможным, - подготовку инженерно-технических работников и основного производственного персонала объекта. Использовать работников бывших предприятий по производству химического оружия не представлялось возможным. Подавляющее число специалистов достигло пенсионного возраста, и по медицинским показаниям к процессу уничтожения смогло быть допущено только 12 (!) человек. Значительный эффект дала активная работа в центрах занятости Саратовской, Самарской, Пензенской, Волгоградской и Нижегородской областей. Ряды будущих специалистов пополнили лучшие военнослужащие из числа подлежащих увольнению в запас, проходившие службу в частях Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, выпускники саратовских и казанских вузов. Принятые меры не замедлили сказаться - участие в пусконаладочных работах первого пускового комплекса объекта офицеров-специалистов Федерального управления и курсантов старших курсов Саратовского военного института позволило начать их в мае 2002 года, в установленные сроки.
В начале осени 2002 года Государственная комиссия приступила к приемке объекта в эксплуатацию, а уже 19 декабря 2002 года на заводе в Горном началось уничтожение хранящегося в здешнем арсенале химического оружия. Начало было положено.
Ввод объекта в эксплуатацию позволил Российской Федерации выполнить первый этап своих международных обязательств по Конвенции о запрещении химического оружия. 26 апреля 2003 года в Горном был уничтожен 1% (400 тонн) его запасов. А уже 23 декабря 2005 года объект завершил свою деятельность по уничтожению химоружия, ликвидировав 1143,2 тонны боевых отравляющих веществ, или 2,9 процента российского химического арсенала.
Федеральной целевой программой уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации Горный рассматривался как опытно-промышленный объект для отработки технологий уничтожения отравляющих веществ и системы обеспечения экологической безопасности объектов по уничтожению химического оружия. В ходе эксплуатации объекта был получен огромный практический опыт уничтожения отравляющих веществ в промышленном объеме и в очередной раз подтверждено, что технологии, разработанные научными организациями страны, обеспечивают полную технологическую и экологическую безопасность процесса уничтожения химического оружия. Вопреки утверждениям, которые нет-нет да и возникают, в основном в предвыборный период в региональных СМИ, что на объекте в Горном при уничтожении отравляющих веществ использовалось ненадежное оборудование и непроверенные технологии, а степень опасности веществ, которые получаются в ходе переработки, не была рассчитана, Горный не только успешно и в безаварийном режиме завершил свою деятельность по уничтожению химической отравы, но и ныне близок к окончанию стартовавшей в 2006-м утилизации реакционных масс всех видов кожно-нарывных ОВ, хранившихся в его арсенале, - иприта, люизита и ипритно-люизитных смесей. Следует переработать в 2010 году оставшиеся 135,6 тонны реакционных масс иприта, 259,3 тонны реакционных масс промывных растворов, 118 тонн реакционных масс люизита, 9,2 тыс. тонн жидких и 55 тонн твердых отходов. На эти цели в рамках федеральной целевой программы выделено около 635 миллионов рублей.
Реакционные массы, образовавшиеся после уничтожения люизита, перерабатываются электрохимическим методом в технический мышьяк, из которого планируется получать высокочистый мышьяк для использования в электронной промышленности. Реакционные массы, полученные в ходе детоксикации иприта, подвергаются высокотемпературной обработке на установке термообезвреживания отходов с последующим захоронением малотоксичных остатков на полигоне объекта. На этой установке в Горном также перерабатываются сточные воды и твердые отходы, образовавшиеся в ходе технологического процесса УХО.
Ликвидация последствий ликвидации
Ныне в жизни объекта начинается новый этап, где Горному вновь предстоит быть первым - начинается ликвидация последствий его деятельности по уничтожению химического оружия. Осенью 2009 года в здании администрации ЗАТО пос. Михайловский в соответствии с требованиями российского законодательства были проведены общественные слушания, посвященные оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта проведения работ по ликвидации последствий деятельности объекта УХО "Горный". Эти работы предусматривают приведение в безопасное состояние производственных зданий и сооружений бывшего объекта УХО, которые были непосредственно задействованы в процессе уничтожения ОВ, переработку всех отходов, накопившихся в процессе работы Горного. Будет проведена ликвидация бывших хранилищ ОВ, санация почв на загрязненных участках территории прошлого арсенала хранения химоружия и промышленной зоны объекта УХО, и как завершающий аккорд - утилизация всех видов отходов, которые образуются уже в ходе самих ликвидационных мероприятий.
Разработать проект ликвидационных мероприятий было поручено коллективу волгоградского проектного института ООО "Гипросинтез" по исходным данным, выданным московскими специалистами и ФГУП "ГосНИИОХТ". Был проделан колоссальный объем работы. Уже на этапе поиска технологических решений по реализации намечаемой деятельности выяснилось, что ни отечественных, ни зарубежных аналогов приведения в безопасное состояние подобных объектов, загрязненных отравляющими веществами кожно-нарывного действия и соединениями мышьяка, не имеется.
Для определения объемов предстоящей деятельности было проведено тщательное обследование объекта по уничтожению и хранения химического оружия с целью выяснения степени загрязненности строительных конструкций зданий, сооружений и территории. Данные обследования легли в основу комплекса мероприятий по ликвидации последствий деятельности по уничтожению химоружия объекта "Горный".
В ходе обследования промзоны бывшего завода УХО и бывшего химического арсенала были выявлены локальные загрязнения поверхностей оборудования и отдельных элементов зданий и сооружений промзоны объекта, хранилищ, а также грунта. Вместе с тем сравнительный анализ проб воздуха и грунта в районе, прилегающем к объекту, убедительно свидетельствует об отсутствии за весь период эксплуатации объекта превышений нормативных значений по люизиту, иприту и мышьяку. Технологические установки и сооружения после завершения уничтожения отравляющих веществ были подвергнуты дегазации в порядке, изложенном в соответствующих регламентах. Полнота дегазации была подтверждена результатами анализа контрольных проб на содержание иприта, люизита и мышьяка с поверхностей технологического оборудования, трубопроводов и строительных конструкций. Итоги обследования лишний раз подтвердили безопасность российских технологий уничтожения химоружия.
Для проведения ликвидационных мероприятий потребуется смонтировать дополнительное специальное оборудование, которое позволит обеспечить безопасность процесса. В его числе установки термического обезвреживания общего назначения и термического обезвреживания загрязненного грунта, оборудование для очистки сточных вод, газорегуляторный пункт. Будут оборудованы контейнерная площадка для хранения загрязненного грунта перед термообезвреживанием и полигон захоронения отходов.
В ходе слушаний отмечалось, что обязательным условием осуществления деятельности "ликвидаторов" станет продолжение систематического производственного контроля и мониторинга качества окружающей среды, наглядно продемонстрировавшего свою действенность и эффективность в ходе работы объекта. Анализ проб предусмотрено выполнять в лабораториях, действовавших на объекте УХО в период функционирования в режиме уничтожения ОВ. Мониторинг состояния объектов окружающей среды на территории санитарно-защитной зоны и в зоне защитных мероприятий и экспресс-анализы будут выполняться с помощью передвижных лабораторий, которые осуществляют отбор проб воздуха, почвы, поверхностных вод и снегового покрова и доставку их для аналитического контроля. Все лаборатории аккредитованы и оснащены необходимым современным оборудованием и приборами для проведения анализов всех типов проб (газообразных, жидких, твердых) на специфические и общепромышленные загрязнители.
В ходе общественных слушаний было озвучено заключение специалистов: ожидаемое дополнительное воздействие на окружающую среду в период проведения работ по ликвидации последствий деятельности объекта УХО практически не изменит состояния природной среды и проведения дополнительных природоохранных мероприятий не потребует. После завершения работ сооружения и земли будут пригодны для дальнейшего народнохозяйственного использования и соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Это позволит в дальнейшем без помех провести перепрофилирование предприятия для выпуска востребованной продукции гражданского назначения.
Ликвидационные работы потребуют затрат в объеме около одного миллиарда рублей. Для работ по ликвидации последствий деятельности объекта "Горный" будет создано порядка 300 рабочих мест. Весь комплекс работ рассчитан на три года.
Проблема проблем
Вместе с тем общественные слушания по объекту "Горный" обозначили и серьезную проблему, которую сообща предстоит решить в рамках реализации федеральной целевой программы. Построенные и строящиеся объекты по уничтожению химического оружия представляют собой суперсовременные высокотехнологичные производства, в которые вложены огромные финансовые средства. Но предназначены они для УНИЧТОЖЕНИЯ. Как эти объекты с максимальной эффективностью перепрофилировать, заставив служить СОЗИДАНИЮ, развитию экономики регионов, максимально учтя их особенности и потребности, - вот задача задач. И простых решений, лежащих на поверхности, по всей видимости, здесь нет. Пример Горного тому подтверждение. В этих целях осенью 2009 года по инициативе министерства промышленности и энергетики Саратовской области состоялась научно-практическая конференция, посвященная проблемам переработки реакционных масс, полученных в ходе процесса уничтожения химоружия, и перспектив дальнейшего функционирования объекта "Горный".
Были рассмотрены проекты технологии переработки "сухих солей", подготовленные ФГУ "ГосНИИ промышленной экологии", ООО НПП "Экохим" и ООО "Гипросинтез" в мышьяксодержащую востребованную на рынке продукцию. Не лишним будет упомянуть, что решение по размещению и дальнейшей переработке "сухих солей" с объекта УХО в Камбарке поддерживается правительством Саратовской области на основании просьб жителей пос. Горный и его окрестностей, чтобы объект функционировал и в дальнейшем.
На конференции обсуждались и вопросы дальнейшего перепрофилирования объекта. Были представлены проекты по переработке горючих сланцев, имеющихся в Саратовской области в достаточном количестве, с последующим использованием продуктов переработки в фармацевтической промышленности, а также ряд разработок по производству импортозамещающей химической продукции для нужд промышленности и сельского хозяйства. Однако, как заметил начальник научно-исследовательского центра Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия доктор технических наук профессор Андрей Шевченко, "предлагаемые технологии имеют ряд нюансов, которые не позволяют на сегодняшний день отдать предпочтение тому или иному проекту, имеются некоторые несоответствия экономическим требованиям". Иными словами, существующие проекты сырые и недостаточно экономически эффективные.
Кроме всего прочего, в ходе научно-практической конференции было предложено проработать вопрос об использовании мощностей и инфраструктуры объекта для создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа или промышленного технопарка.
В этой связи наибольший интерес представляют предложения ООО "Гипросинтез" о перепрофилировании Горного с созданием на его основе фотоэнергетических производств, в частности поликристаллического кремния - основного сырья для солнечных элементов в качестве возобновляемых источников энергии.
По итогам обсуждения можно сделать вывод, что скорейшая проработка на государственном уровне вопроса об использовании производственных мощностей и инфраструктуры объектов УХО является чрезвычайно актуальной не только для Горного, но и для других объектов по уничтожению химического оружия. Представители регионов подают много предложений по использованию инфраструктуры объектов в интересах экономики или своих нужд. Однако не следует забывать, что объекты УХО могут представлять интерес и для государственных нужд, в частности для обороны и безопасности государства. Кроме того, для использования имущественных комплексов объектов УХО необходима всесторонняя законодательная и нормативно-правовая база. Но этот процесс, несмотря на повышенное к нему внимание, еще далек от совершенства и завершения.
Социальные вопросы - во главе угла
Другой процесс, постоянно находящийся в центре внимания и общественности, и властей, - социальное развитие региона в рамках федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Положение дел в Горном - лишнее подтверждение того факта, что социальным вопросам в ходе ее реализации придается первоочередное значение. По свидетельству самих жителей, до момента строительства завода по уничтожению химоружия поселок представлял собой грустное зрелище. Нигде, даже в районной больнице, не было канализации, воду по дышащему на ладан, кое-где еще деревянному (!) водопроводу качали напрямую из Саратовского обводнительно-оросительного канала. С момента начала строительства объекта все изменилось. В рамках ФЦП были предусмотрены затраты на опережающее развитие объектов социальной инфраструктуры в районах размещения объектов УХО в объеме до 10 процентов капитальных вложений, предусмотренных на их строительство. Обратимся к статистике. В рамках программы на развитие социнфраструктуры региона расположения объекта выделено 992,3 миллиона рублей, из них уже профинансировано 916, 024 миллиона. За период 1997 - 2009 годов на средства федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в РФ" в Горном в соответствии с уточненным перечнем объектов социальной и инженерной инфраструктуры уже построены или реконструированы 96 объектов из 101. Введены в эксплуатацию здание РОВД, центральной районной больницы, пожарное депо, спорткомплекс, уличные сети водоснабжения и канализации с насосными станциями. Осуществлена реконструкция газовых сетей с переводом на индивидуальное отопление муниципальных жилых домов. Построены поликлинический консультационно-диагностический центр, Дворец культуры, два 18-квартирных жилых дома, 4 трехэтажных жилых дома, 77 жилых домов усадебного типа для учителей и врачей, полигон твердых отходов. В 2007 году начато строительство 4 двухэтажных жилых домов для ветеранов труда и пенсионеров. Кроме того, построен целый жилой поселок Михайловский со всеми элементами инфраструктуры, объекты водоснабжения сел Большая Сакма и Новая Сакма.
Закончены строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Горном и реконструкция уличных сетей водоснабжения сел Савельевка и Родионовка. Нельзя обойти вниманием и создание объектов инженерной инфраструктуры двойного назначения, используемых как в интересах самого объекта УХО, так и населения. Это водозаборные сооружения на р. Большой Иргиз, сети электроснабжения, газопроводы высокого и низкого давления, новые и реконструированные автодороги и другие объекты.
Безаварийная успешная деятельность объекта "Горный" и других российских объектов УХО, отсутствие негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей - лучшие доказательства безопасности процесса уничтожения химоружия в нашей стране. Расположенные в различных регионах России заводы УХО являются мощным средством развития их социальной инфраструктуры, создают новые рабочие места, повышая благосостояние населения.