Вчера президент Дмитрий Медведев встретился с премьер-министром Греции Георгиосом Папандреу и дал ему несколько советов по выводу страны из тяжелейшего финансового кризиса.
Мировой финансовый кризис больно ударил по многим странам мира и не обошел даже некоторых членов Евросоюза. Та же Греция 2009 год закончила с бюджетным дефицитом в 12,7% ВВП и госдолгом в 300 миллиардов евро. На фоне набирающего силу кризиса премьер-министр Греции Папандреу приехал с визитом в Россию, чтобы встретиться с руководством страны, вместе с которой Греция реализует ряд крупных проектов в энергетике. Сначала премьер Греции побеседовал с Дмитрием Медведевым, а потом поехал к Владимиру Путину, с которым обсудил экономический контекст отношений двух стран. Стороны, в частности, подтвердили готовность реализовывать проект строительства нефтепровода Бургас - Александруполис и ускорить возведение газопровода "Южный поток". По словам греческого премьера, его страна вскоре подпишет соглашение о создании проектной компании по строительству газопровода. О масштабах задачи напомнил российский премьер: "Осуществление такого крупного проекта, как "Южный поток", и призвано быть инструментом преодоления экономических трудностей, и создать условия для посткризисного развития. "Южный поток" - это не проект между Грецией и Россией, это крупный международный проект, который осуществляется на рыночных принципах".
Путин не случайно затронул тему финансовых неурядиц: экономику Греции сейчас спасают всей Европой. "Конечно, здесь ничего хорошего нет, но мы считаем, что все они преодолимы", - прокомментировал премьер. В свою очередь Папандреу сказал, что греческим правительством разработана программа стабилизации и развития, которая предусматривает постепенное уменьшение дефицита бюджета страны для того, чтобы к 2012 году выйти на нормы, принятые в Евросоюзе. "Я верю в то, что мы выйдем из этого положения в самое ближайшее время более сильными", - сказал высокий гость.
Что же касается России, то ее макроэкономические показатели, по словам Путина, только улучшаются и выглядят приличнее по сравнению с другими странами, даже западными. Например, внешняя задолженность по отношению к ВВП гораздо меньше. А в ближайшие "пару-тройку лет" наша страна, убеждал премьер, сможет достичь уровня инфляции, который считается нормальным в Европе, - от 3% до 5%. "Мы сделали серьезный шаг в подавлении инфляции в прошлом году", - напомнил Путин.
Отвечая на веру российского премьера в экономику Греции, Папандреу заявил, что идея создания единой системы безопасности в Европе невозможна без участия Москвы."Будучи членом ЕС и совсем недавно - председателем в ОБСЕ, мы инициировали процесс, который сегодня называется "процесс Корфу". Его цель - обсуждение вопросов, связанных с безопасностью, и мы считаем, что вопрос создания единой системы европейской безопасности очень насущен и совершенно немыслим без участия Российской Федерации", - сказал греческий премьер.
Дмитрий Медведев также проникся греческими проблемами. Настолько, что после встречи с Георгиосом Папандреу "замолвил слово" за Грецию во время беседы с главой Всемирного банка Робертом Зелликом. "Я только что встречался с премьер-министром Греции и порекомендовал ему для разрешения трудностей в Греции обратиться в Международный валютный фонд и во Всемирный банк", - рассказал российский лидер Зеллику, который прибыл в Россию для участия в конференции "Новое партнерство в целях развития".
"Ситуация в Греции непростая, оценки здесь совпадают, и главное - это действия, которые будет предпринимать само правительство Греции, - рассказал журналистам помощник президента Аркадий Дворкович. - Но поддержка, возможно, понадобится, причем поддержка как суверенных партнеров, так и ЕС". И если надо будет, то руководство Греции прибегнет к помощи Всемирного банка. Что касается России, то использование заимствований у ВБ обсуждается, но острой необходимости в этом нет, и, насколько это возможно, правительство будет воздерживаться от использования этого инструмента.
- Сегодня мы чувствуем себя несколько лучше, чем в прошлом году, - подчеркнул Дмитрий Медведев, рассказывая Зеллику об экономическом положении России. - В рамках "большой двадцатки" мы обсуждали, что и как делать, но, конечно, еще далеко не все вопросы решены. Впереди - масштабная работа по совершенствованию международной архитектуры финансовых организаций.
И хотя ряд важных решений, подчеркнул президент, миром уже одобрен, еще предстоит заняться вопросами корпоративного управления, работой над стандартами. Впрочем, и уже одобренные меры - как, например, перераспределение квот в международных организациях, - по-прежнему согласуются. Так, к декабрю во Всемирном банке на 3 процента предполагается перераспределить квоты между развивающимися и развитыми странами. "Развивающиеся должны получить больше, развитые, как правило, потерять, - отметил помощник президента Аркадий Дворкович. - Мы рассчитываем на взвешенный подход наших партнеров и самого Всемирного банка и надеемся, что будет найден способ, при котором Россия не потеряет свою долю". По его словам, технически есть вероятность незначительного сокращения российской доли, но у Москвы есть желание за счет каких-то проектов и форм участия сохранить свою долю. "В любом случае сохранится наш голос в руководстве Всемирного банка", - заявил Дворкович.
По его словам, на встрече Медведева и Зеллика также обсуждалось сотрудничество в рамках "большой двадцатки" и отдельно - приоритеты следующей ее встречи. В их числе реформа финансовой системы, в том числе реформа частных финансовых институтов и международной финансовой архитектуры. "Что касается мировой экономики в целом, главная тема этого года - как сочетать стратегии выхода с созданием стимулов для увеличения частного спроса, - рассказал помощник президента. - Иначе, если этого не делать, рост бюджетных дефицитов будет уже опасным. И это мнение разделяют все, в том числе и президент России".