Власти эксклава прогнозируют в этом году выход местного производства на докризисный уровень. В том числе за счет резидентов особой экономической зоны и кооперации отраслевиков.
- Дальше падать некуда, мы более не ожидаем такого резкого, как в 2009 году, сокращения индекса промышленного производства, когда оно достигло 10,5 процента по сравнению с благополучным 2008 годом, - заявил министр промышленности региона Михаил Карапыш.
Особенно пострадали, по его словам, автомобильная и целлюлозно-бумажная отрасли, а также производство электрического, электронного и оптического оборудования, доля которого в общем выпуске продукции снизилась с 20 до 8 процентов. Вместе с тем к концу года неплохие результаты показали калининградские металлурги (124 процента к уровню 2008 года), мебельщики и ювелиры, производители калийных удобрений и премиксов (98 процентов), резиновых и пластмассовых изделий (95 процентов).
Развитие обрабатывающих производств находится в прямой зависимости от результатов реализации крупных инвестиционных проектов резидентами особой экономической зоны. В реестре резидентов-локомотивов ОЭЗ сегодня значится 60 организаций с общим объемом капитальных вложений 36,4 миллиарда рублей, из них 20,6 миллиарда приходится на инвестиции в обрабатывающие отрасли.
Несмотря на неблагоприятную финансовую ситуацию только две компании отказались от своих планов - строительства мясопереработки и завода по сборке электронных модулей и телекоммуникационных систем. Еще двум фирмам грозит исключение из списка "особистов" из-за нарушения условий инвестиционных деклараций. Остальные предприятия продолжают работу в избранном направлении.
Как сообщил "РГ" вице-премьер регионального правительства Юрий Шалимов, отвечающий за реальный сектор экономики, 45 резидентов ввели в эксплуатацию свои производства, за прошедший год выпустили и отгрузили продукции, оказали услуг на 20 с лишним миллиардов рублей. "Многие предприятия области адаптировались к существующим условиям, - заметил Шалимов, - снизили непроизводственные расходы, договорились с банками о пролонгации кредитов. Но чтобы задействовать незагруженные, простаивающие мощности, отраслевикам нужно сегодня объединять усилия для создания кластеров, к примеру, на базе сильных у нас автопрома, судостроения и судоремонта".
Кстати, машиностроители, как показали итоги совещания регионального отделения их отраслевого союза, организованного под патронатом областного минпрома, "созрели" для кооперации. Бизнесмены понимают, что снизить зависимость от импортных комплектующих можно, наладив выпуск деталей на месте. И себе работы прибавится, и "смежников" загрузят. Поэтому решено начать с подготовки базы данных: кто что готов производить и кто с кем может сотрудничать.