Новости

17.02.2010 00:13
Рубрика: Культура

Окопная правда

В Театре им. Маяковского поставили новую пьесу о войне

Это же надо, сколько времени прошло со дня Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками - почти 65 лет... Праздник уже будет не "с сединою на висках", а с совершенно белой, седой головой - время-то беспощадно... Но память сопротивляется годам.

В советское время театр, как и литература, как и остальные виды искусства, немало своих произведений посвятил теме Великой Отечественной войны. Авторами тех пьес, спектаклей в большинстве случаев были живые свидетели трагической поры, а иные и вовсе прошли от начала до конца войны ее фронтовыми дорогами. Кому, как не им было суждено написать о тех трагических событиях. И писали, писали немало, сотворили столько много и разных по качеству пьес, что среди некоторой части читателей и зрителей можно было услышать: вот, мол, опять... о войне... Теперь большинства из тех авторов нет и тема, казалось, закрыта навсегда: ну что нам могут сказать о военном времени люди невоевавшие?..

Оказалось - могут. Совсем недавно в филиале театра им. Вл. Маяковского состоялась премьера спектакля "Рубеж", посвященного битве под Москвой осенью-зимой 1941 года. Автор пьесы драматург Александр Пудин родился тринадцать лет спустя после мая 1945-го. Как и все его сверстники, о войне он мог узнать по книгам, кино, да еще по рассказам очевидцев. Тогда еще в каждой семье были люди, хорошо помнившие военное время. "Слово "рубеж", пугающее своим режимным смыслом и холодом, я слышал с самого детства от людей, мне близких. Но когда пришла мысль представить его в виде театрального образа, я понял, что нужен фактический материал - конкретный объект со всеми его нормами, требованиями, задачами. История "Рубежа" - это история строительства тылового оборонительного рубежа N 30, собранная в архивах, наложенная на воспоминания очевидцев. Это окопная женская правда", - говорит Александр Пудин.

Подобные произведения уже давно не появлялись на сцене. Как говорят ныне телевизионщики, пьеса и спектакль - это явный "неформат": нет детективной основы, да и гламуром на сцене даже не пахнет. Закутанные в теплые платки, в валенках, неуклюжие, неизящные молодые женщины все время стучат ломами, лопатами, в лютый мороз роя противотанковые рвы, окопы, а между делом разговаривают о трудностях и невзгодах военного быта. Никто из них не произносит высоких слов, никто не пытается говорить политическими штампами, так распространенными в то время. Но как же прекрасны эти женщины и девушки в своей искренности, в понимании важности дела, которое они делают!

Нет в спектакле, поставленном Александром Блиновым и Сергеем Арцибашевым, ура-патриотизма, нет лакировки, приукрашивания. Но и цинизма и намеренного очернения той поры тоже нет. Одни сражались, другие "вкалывали" для армии, для фронта. Все делали общее дело.

Мне понравилось, как уловила нерв и задачи, стоящие перед "Рубежом", Людмила Швецова:

- Этот спектакль - очень грустный, очень трагический. Он вышел в то время, когда мы готовимся к 65-летию Победы, когда мы хотим передать молодежи всю правду о войне. А правда о войне - это, конечно, героические победы, огромное мужество, нечеловеческие усилия, которые приложили наши воины для того, чтобы победить. Но это еще и все те, кто были в тылу, о ком мы говорим реже, о ком мы и вспоминаем, может, не так часто и не говорим пафосные слова. Но это тоже те, кто заслужили победу, кто сделали эту победу реальной.

Культура Театр