Экономический кризис откорректировал планы южноуральских властей по развитию инфраструктуры. Федеральные транши на дорожные работы прекратились, возможности собственного бюджета серьезно уменьшились. В этой ситуации определенным выходом из положения могут стать бюджетные кредиты.
Первым о такой возможности заявил мэр Челябинска Михаил Юревич, вернувшись с совещания в Москве с мэрами городов-миллионников. Градоначальник, в частности, сообщил, что Минфин РФ готов выделить дешевые бюджетные кредиты муниципалитетам. Однако действующее законодательство напрямую это делать запрещает, поэтому необходимо обращение региональных властей.
- В прошлом году бюджет города недобрал более 14 процентов - около 1,4 миллиарда рублей. Эти деньги мы могли бы направить на строительство дорог и развязок. Нам нужен бюджетный кредит, иначе развитие уличной сети будет отставать от роста числа автомобилей и ситуация на дорогах будет только ухудшаться, - заявил мэр.
По планам городских властей, полученные на таких условиях средства будут направлены на строительство крупной дорожной развязки на пересечении улиц Братьев Кашириных, Российской и Труда в районе площади Павших революционеров. Официальное письмо с соответствующей просьбой было отправлено муниципалитетом в адрес региональных властей. На взгляд городских чиновников, оптимальным для Челябинска стал бы кредит на сумму два миллиарда рублей под три-четыре процента годовых.
Отметим, что общая стоимость строящихся дорожных развязок в южноуральской столице превышает девять миллиардов рублей. Реализация ряда проектов началась в 2008 году на условиях софинансирования федерального, областного и местного бюджетов. В 2007-2008 годах на развитие улично-дорожной сети Челябинска из бюджета РФ выделялось по миллиарду рублей в рамках федерального проекта по развитию улично-дорожной сети городов-миллионников. Помощь областного бюджета в этот период составила более 1,5 миллиарда, из которых 1,3 было направлено непосредственно на развязки.
В 2009 году кризисная ситуация существенно снизила инвестиционные возможности бюджетов всех уровней. Так, потребность в капитальных вложениях на продолжение строительства развязок в текущем году составляет 3,5 миллиарда. Фактически выделено 262 миллиона рублей, львиная доля этой суммы - федеральные средства.
Надо сказать, что в конце прошлого года губернатор области Петр Сумин категорически заявил о нежелании брать кредиты для нужд региона. В экономических условиях, которые остаются по-прежнему не слишком благоприятными, приоритетом для Южного Урала должны были стать расчеты по бюджетным ссудам, полученным на протяжении 2008-2009 годов. Тем не менее очевидная нехватка средств и достаточно выгодные условия (пятилетний срок кредитования под одну четвертую ставки рефинансирования ЦБ России) сыграли свою роль: областной минфин получил поручение рассмотреть вариант получения дорожного кредита.
По итогам юридической экспертизы это было признано возможным. Другое дело, что, по расчетам финансистов, область готова "потянуть" значительно меньший объем: речь пока идет ориентировочно о 540 миллионах рублей. На фоне трех миллиардов, заложенных в бюджет дорожной отрасли на этот год (на строительство потратят треть этих денег), вполне значимая сумма. Отметим, что при распределении средств могут быть учтены интересы не только Челябинска. Тем более что по сравнению со многими муниципальными образованиями в областном центре магистрали выглядят неплохо.
Как пояснил министр строительства и инфраструктуры области Виктор Тупикин, в настоящее время существует несколько предварительных перечней объектов, на которые предполагается потратить заемные средства. Окончательный вариант будет утвержден после того, как в регионы будет спущена разрабатываемая Федеральным дорожным агентством форма заявки.
Справка "РГ"
Общий объем финансирования дорожного хозяйства Челябинской области в 2009 году составил 2,6 миллиарда рублей. На эти деньги было завершено строительство 20,9 километра автодорог общего пользования регионального и муниципального значения, отремонтирован 21 километр участков региональных и 11,5 километра муниципальных автодорог.