Министерство обороны шпыняют со всех сторон. Достаточно легкого поиска в Интернете, на том же сайте "РГ", чтобы увидеть множество самых уничижительных комментариев на любой шаг главы военного ведомства Анатолия Сердюкова со стороны простых обывателей, маститых экспертов и профессиональных офицеров.
Между тем, в недавней истории Российской Армии есть немало прекрасных примеров того, что не все так плохо, как кажется. И самый яркий из этих примеров - боевые действия в Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года. Кажется, о тех событиях известно все и всем. Действительно, разрозненных публикаций было много, но целостная картина так и не сложилась.
После войны Минобороны не удосужилось издать своеобразную "белую книгу", в которой буквально поминутно день за днем рассказало бы о том, как развивались события на Кавказе, как вело там себя местное население, миротворцы и, наконец, Вооруженные силы РФ. Эта книга совершенно объективно показала бы Российскую Армию в лучшем виде.
Вместо штатных военных аналитиков и пропагандистов (таковых в армии сегодня, по всей видимости, просто нет) эту кропотливую работу выполнили сугубо гражданские эксперты: Михаил Барабанов, Антон Лавров и Вячеслав Целуйко. Работают они в Центре анализа стратегий и технологий, где занимаются именно анализом того, что происходит в вооруженных силах и оборонной промышленности всего мира. Они обработали огромный массив открытой информации и написали весьма увлекательную книгу "Танки августа", которую можно считать и серьезным научным изданием, и увлекательным бестселлером одновременно.
Имеет смысл пройтись по страницам этой книги, сразу ставшей раритетом. Тогда станет ясно, что представляла и представляет из себя Российская Армия. А также - грузинская, с которой она сошлась на поле боя.
Курс на сближение Грузии с НАТО взял еще Эдуард Шеварднадзе, который запустил в своей стране американскую программу "Обучи и оснасти". Реализовывалась она с апреля 2002 по апрель 2004 года. В ходе той программы стоимостью 64 млн долларов (оплачено США) были подготовлены три пехотных батальона 11-й бригады, 16-й горный батальон национальной гвардии и смешанная механизированная рота. Прошли обучение по стандартам армии США и другие подразделений вооруженных сил Грузии. В дальнейшем, уже при Саакашвили, военно-техническое сотрудничество Грузии со странами НАТО, прежде всего с США, только расширялось.
Командные кадры для стремительно реформируемой и модернизируемой армии готовились в военных академиях Германии, США, Турции и, что показательно, Украины.
Саакашвили, очень любил устраивать военные парады в которых бравые вояки, облаченные в штатовские мундиры, с американскими винтовками и случайно оставшимися "Калашами" печатали шаг по центральной площади столицы суверенной Грузии. Следом шла новейшая боевая техника. Это пугало. Казалось, что кавказские супермены, окажись на поле боя, порвут всех на части. Честно сказать, многие русские офицеры, с которыми лично я разговаривал в начале 2008 года, были уверены, что вооруженные силы Грузии, если начнется война, спокойно дойдут до… Москвы. Такова сила пропаганды.
Впрочем, без всякой пропаганды было очевидно, что боевой арсенал вооруженных сил этой страны стал одним из самых мощных в регионе.
Грузия имела181 танк Т-72 новейших модернизаций, которые поставили ей Украина и Чехия. В России столь глубоко модернизированных танков этого типа, кстати сказать, до сих пор нет.
Вооруженные силы Грузии имели 52 БМП-2. В дополнение к ним Украиной было поставлено пятнадцать глубоко модернизированных БМП-1, оснащенных новейшим боевым модулем "Шквал". На вооружении стояли 125 модернизированных бронетранспортеров БТР-70ДИ, БТР-80 и даже турецких.
Украина, Израиль, Чехия, Босния и Герцеговина поставили Грузии мощные артиллерийские орудия и системы залпового огня.
Войсковое ПВО Грузии было оснащено глубоко модернизированными Украиной ЗРК "Бук-М1" и "Оса-АК/АКМ". А Израиль поставил четыре самоходных зенитно-ракетных комплекса Rafael Spyder-SR.
Армейская авиация насчитывала 16 модернизированных штурмовиков Су-25К, поставленных Болгарией и Чехией, а также 28 боевых и многоцелевых вертолетов, в том числе американских.
Системы связи, радиолокации и средства радиотехнической борьбы полностью превосходили по своему качеству аналогичные системы и средства, имевшиеся не только в СКВО, но и во всей Российской Армии.
А что имела Россия в районе Северного Кавказа? 42-я мотострелковая дивизия хоть и была развернута по штатам военного времени и практически полностью укомплектованна контрактниками, но вооружение имела, мягко говоря, не новое. Бронетехника ее состояла из давно устаревших танков Т-62, БМП-2 и БТР-80 старых модификаций.
С другой стороны, боевая подготовка войск велась очень интенсивно. Прошли крупномасштабные учения "Кавказский рубеж - 2006", "Кавказский рубеж - 2007", "Кавказ - 2008". Наиболее яркими и успешными со всех точек зрения были учения "Кавказ - 2008", в которых задействовали части ВДВ, Черноморский флот, сотни танков и бронемашин, в общей сложности - 10 тысяч военнослужащих. Со стороны могло показаться, что Российская Армия готовится к прыжку в Абхазию и Южную Осетию. Но это было не так. После завершения маневров все части вернулись на свои зимние квартиры, десантники улетели в Псков, корабли ушли в Новороссийск и Севастополь.
И вот началась война.
По своей внезапности и массированности атак 8 августа 2008 года в Южной Осетии напоминало 22 июня 1941 года где-то в районе Бреста. Впрочем, скоро выяснилось, что грузинская армия - не вермахт, а солдаты и офицеры Вооруженных Сил России как были, так и остались настоящими бойцами, хотя оказались застигнутыми врасплох, что, впрочем, не удивительно. Это у нас традиция такая - и дождь, и снег, и война всегда начинаются внезапно.
Общая численность грузинской армейской группировки, собранной для атаки на Южную Осетию, составляла 12 тысяч человек и 75 танков Т-72 новейших, стоит повторить, модификаций. На ударных направлениях было сосредоточено большое количество тяжелой артиллерии и систем залпового огня.
И первоначально наступление шло динамично. Днем 8 августа грузинские военнослужащие с радостными улыбками позировали перед телекамерами на фоне горящего Цхинвала.
Однако, в три часа утра того же 8 августа по тревоге были подняты ряд частей СКВО, дислоцированных вблизи Северной Осетии, а также батальонная тактическая группа 104-го десантно-штурмового полка 76-й Псковской дивизии ВДВ. И в те же три часа утра грузинским правительством объявляется всеобщая мобилизация резервистов.
Казалось, скоро начнется кровавая мясорубка, в которой сойдутся плохо экипированные со старым оружием в руках российские войска и вымуштрованная НАТО, оснащенная новейшей техникой гордая и непобедимая армия Грузии. И мы проиграем...
Все вышло не так. Оказалось, что облачиться в американский мундир, взять в руки американскую винтовку, сесть в американский вертолет или турецкую бронемашину вовсе не означает - отныне ты непобедим. Для настоящей Победы нужно что-то другое...
Быстро выяснилось, что командование вооруженных сил Грузии даже не представляло, как можно использовать первоначальное преимущество в бронетехнике. Чему их в НАТОвских и украинских академиях учили? Грузинские летчики и вертолетчики, по сути, не умели стрелять, рассыпая бомбы и ракеты по округе, но так и не попадая в намеченную цель. Более того, летуны эти оказались робкими ребятами, и при возникновении даже призрачной угрозы ПВО вылеты на боевые задания прекратились. Уже с 9 августа над территорией Южной Осетии и всей Грузии летали самолеты и вертолеты только ВВС России.
При встрече организованного сопротивления, грузинские части сразу откатывались на исходные позиции. Вот из-за угла бить они умели. Точнее - с закрытых позиций. Грузинская артиллерия отработала в той войне весьма качественно, практически не понеся боевых потерь. Они стреляли с дальних дистанций, очень точно, а затем быстро меняли огневые позиции. Однако, когда возникла реальная угроза того, что батареи будут накрыты огнем с воздуха, грузинские артиллеристы, побросав свои заморские орудия и системы залпового огня, разбежались.
Пара российских Су-25 нанесла удар по расположившемуся на отдых в Дубовой роще у западной окраины Цхинвала 42-му пехотному батальону грузинской 4-й пехотной бригады. Погибло более двадцати грузинских солдат, несколько десятков были ранены. Оставшиеся бойцы батальона бросились бежать из рощи, оставив раненых и убитых. По Грузии мгновенно распространились панические слухи о "трагической" гибели всего 42-го батальона. Мобилизуемые резервисты впали в уныние.
8 августа в 15.00 по грузинским позициям открыли огонь артиллеристы российского 693-го мотострелкового полка и 292-го смешанного артполка. И опять "бежали робкие грузины", еще недавно бывшие такими гордыми и воинственными. А уж когда в Южную Осетию еле-еле (из-за многочисленных неисправностей) вползли первые Т-72Б 141-го отдельного танкового батальона 19-й мотострелковой дивизии, боевой дух грузинской армии пал ниже плинтуса.
9 августа грузинские войска предприняли последнюю попытку вернуть утраченные позиции в столице Южной Осетии, они даже добились некоторого успеха. Российские части понесли в общем-то неоправданные потери, в том числе, был ранен командующий 58-й армией генерал Хрулев. Но в итоге нападавшие, не выдержав контактного и очень жесткого боя, отступили, точнее - опять бежали. При отступлении грузинские военнослужащие с легкостью необыкновенной бросали целыми и невредимыми свои танки, бронемашины, системы залпового огня и другую военную технику. Действительно, что ее жалеть? Получена она была даром. А что легко приходит, известно, легко и уходит.
10 августа в Южную Осетию, наконец-то, вошли части 42-й мотострелковой дивизии. Дивизия ползла долго, с большими техническими потерями, зато своим ходом. В тот же день регулярные части грузинской армии полностью покинули территорию Южной Осетии.
Фактически война длилась не пять дней, а всего три, точнее - два с половиной. Еще два дня потребовались, чтобы принудить Тбилиси к миру окончательно и бесповоротно.
В Абхазии все завершилось бескровно. Российская авиация провела показательную обработку самыми мощными из имеющихся в арсенале бомбами безлюдной части Кодорского ущелья. Этого оказалось достаточно для того, чтобы грузинские военные, опять же побросав все свое боевое имущество, покинули свои базы, расположенные вблизи административной границы Абхазии.
Впрочем, в книге про эту бомбежку ничего не сказано. Она имела место, но в открытой печати про ее убедительность ничего не сообщалось. А книга написана по исключительно открытым материалам.
Зато в ней подробно рассказывается о том, как российские войска вошли в грузинский город Зугдиди без единого выстрела, не встретив ни малейшего сопротивления. А также о том, как удалось бескровно решить проблему суверенитета Абхазии. Почему удалось избежать жертв? Да только потому, что в Абхазии, в отличие от Южной Осетии еще до начала августовской войны была сосредоточена небольшая, но очень мощная по вооружению и боевой выучке российская миротворческая группа войск.
Какой вывод можно сделать, прочитав о пятидневной войне августа 2008-го года, расписанной в "Танках августа" буквально по часам? Качество технического оснащения Российской Армии дошло до критического уровня. Но вот боевой дух и выучка, когда она ведется нормально, у солдата Российской Армии выше всяких похвал.
Грузины ведь бежали не потому, что трусливы от природы. Даже при коротких огневых контактах с военнослужащими Российской Армии они сразу понимали, что боевая подготовка по стандартам НАТО оказалась бесполезной. И самая современная военная техника даже против старого Т-62, если в нем русские танкисты, никакого выигрыша не дает. Если продолжать сражаться - гибель неминуема. А кому хотелось гибнуть за Саакашвили?
Во время той войны прекрасно показали себя младшие командиры. Москва в первые два дня плохо контролировала ситуацию и практически не руководила боевыми действиями. Все решали на месте офицеры, в основном по званиям не старше майора. То есть те, кто реально находился на поле боя, а не сидел в высоких штабах. И то, что война была выиграна малой кровью в первые три дня - заслуга этих "окопных" офицеров в первую очередь.
Многие считают, что стремительная реформа Вооруженных Сил России началась чуть ли не по требованию США. Для Пентагона и всего НАТО, конечно, стало шоком, что Российская Армия после всего, что с ней сделали после 1991-го года, сохранила боеспособность и без труда побила войска, которые готовили и вооружали при помощи чуть ли не всего Северо-Атлантического блока, с Украиной впридачу.
А если коренная перестройка нашей Армии началась именно потому, что Министерство обороны и лично министр Анатолий Сердюков сделали вывод о том, что войска в прежнем их формате действительно стали неуправляемыми? И сокращение Вооруженных Сил, создание боеготовых бригад - дело давно назревшее. Скорее всего, именно потому, что в той войне младшие офицеры и сержанты оказались в управлении боем на голову выше старших офицеров, приоритет в армии нового облика отдан сержантам и лейтенантам. Тут главное - не переборщить с приоритетами.
Как знать, может быть ругаемые сегодня реформы, завтра выведут Армию России на качественно новый уровень? Особенно, если в войска начнет наконец-то поступать самая современная техника. Пусть наша Армия будет компактной, но боевой. Воюют, как сказал великий Суворов, не числом, а умением. Об этом, кстати, тоже очень грамотно рассуждают авторы упоминаемой книги.
Стоит повторить - Министерству обороны есть чем гордиться. Странно, что в военном ведомстве этого не понимают. Зато прекрасно понимают те гражданские аналитики, которые собрали огромный фактический материал и написали увлекательную книгу. "Танки августа" сразу стали раритетом, однако стоит найти ее и внимательно прочитать. В том числе тем военным чиновникам, которые занимаются организацией воспитательной работы и пропагандой в войсках.