С 25 февраля между Россией и Белоруссией вводятся новые правила курсирования автотранспорта. Теперь на автомашины с белорусскими номерами, въезжающими в нашу страну, не надо будет оформлять удостоверения временного ввоза.
Об этом вчера журналистам сообщили представители Федеральной таможенной службы после открытия в аэропорту Внуково российско-турецкого упрощенного таможенного коридора.
По словам таможенников, таким образом внутри Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана постепенно сокращаются бюрократические барьеры и устраняются условные границы. С 1 июля аналогичный порядок распространится и на Казахстан. Граждане этой страны также смогут свободно въезжать в Россию на своих автомобилях без оформления удостоверений на авто.
Что касается российско-турецкого проекта, в презентации которого вчера приняли участие вице-премьер Игорь Сечин, посол Турции в России Халиль Акынджы и глава ФТС Андрей Бельянинов, то он призван облегчить ввоз товаров между двумя странами, минимизировать проникновение в Россию серого импорта и контрабанды.
Турция считается одним из основных поставщиков в Россию товаров массового потребления, снабжая россиян мужской и женской одеждой, обувью, текстилем, галантереей, кухонной утварью, светильниками для электросберегающих ламп, торговым оборудованием и печатной продукцией. До кризиса товарооборот с Турцией составлял 4 миллиарда долларов.
Вчера высокопоставленные гости и журналисты встретили во Внуково грузовой борт с товарами и смогли увидеть, с какой скоростью их проверяет рентгеновская установка. С не меньшей быстротой при этом работает и пневмопочта, переправляя грузовые декларации в зону таможенного оформления. В итоге 40-тонный самолет "разукомплектовали" менее чем за час. Это стало возможно и благодаря использованию предварительной информации.
Турецкие компании перед отправкой грузов в Россию предоставляют таможенникам своей страны заверенные национальной Торгово-промышленной палатой данные обо всех товарах и их стоимости. В свою очередь турецкие коллеги направляют эту информацию российской стороне. По словам Андрея Бельянинова, такая понятная прозрачная схема создает благоприятные условия для турецких импортеров, помогает отделить порядочных от проблемных. Конечная цель таможенников, подчеркнул глава ФТС, максимально "обелить" поток товаров, перекрыть дорогу челнокам, нарушителям российского законодательства.
Впрочем, соответствовать принципам открытости на российско-турецком воздушном коридоре вызвались пока единичные турецкие компании-импортеры. Однако, по словам начальника Внуковской таможни Татьяны Шишкиной, турецкий бизнес наверняка оценит преимущества "зеленого коридора" и тогда количество участников проекта возрастет в разы, заверила Шишкина. Если сегодня пока речь идет о ввозе в упрощенном режиме десятков тонн грузов в день, то в будущем это могут быть сотни тонн, добавила она. Между тем вице-премьер правительства Игорь Сечин озадачил Федеральную таможенную службу более масштабной постановкой вопроса - "навести" на упрощенную доставку товаров систему слежения ГЛОНАСС. А для этого метить товарные партии электронными чипами. В дальнейшем по результатам эксперимента российские таможенники предполагают "распределить" по "зеленым таможенным коридорам" поставки, которые осуществляются другими видами транспорта.
В целом, отметил Андрей Бельянинов, это взаимовыгодный двусторонний проект для России. В ее планах наращивать по аналогичной упрощенной схеме в турецкие морские порты поставки российского зерна. На вопросы "РГ" планируют ли таможенники расширять перечень стран-импортеров, ввозящих товары по упрощенным воздушным каналам, Бельянинов заметил, что подобным проектом уже заинтересовались китайские таможенники. Дальше, по его словам, подобный опыт будет тиражироваться.
Тем временем в Федеральной таможенной службе в течение месяца ждут разъяснения из минэнерго об ограничении автомобильных пунктов пропуска, через которые можно вывозить из России нефтепродукты - бензин и дизельное топливо. До сих пор российские граждане могли это делать беспрепятственно через все пункты. Однако в соответствии с поправками в Таможенном кодексе правительство получило право устанавливать для отдельных видов товаров конкретные автомобильные пункты пропуска. Теперь минэнерго должно определить критерии для автомобильных пунктов пропуска, через которые будет разрешено вывозить нефтепродукты.