Госкомиссия по радиочастотам разрешила устанавливать на самолетах базовые спутниковые станции, которые позволят отечественным сотовым операторам предоставлять пассажирам услуги связи во время полета.
Связь между землей и лайнером будет проходить через спутник, а потом уже "приземляться". Удовольствие пообщаться с землей или посидеть в Интернете будет не дешевым. Это признал и глава минкомсвязи Игорь Щеголев, который и вел заседание госкомиссии. "На первых порах, - сказал он, - это, вероятно, будет услуга класса люкс. По предположению министра, стоимость минуты разговора также будет зависеть от количества абонентов. "Чем больше людей будет пользоваться услугой, тем дешевле она будет становиться", - отметил он.
При этом надо учесть, что телефон при взлете и посадке стюардессы по-прежнему будут просить отключить. Руководитель секции Национальной радиоассоциации Виктор Глушко предупредил, что основным условием работы "воздушной" сотовой связи станет высота полета не менее 3 тысяч метров, а при более низкой высоте разговоры будут отключаться автоматически. В любом случае, во время основного полета пассажиры получат возможность пользоваться всеми услугами сотовой связи.
Естественно, с завтрашнего дня такие услуги у операторов не появятся, констатировал Щеголев. Здесь много игроков, отметил он. Самолет принадлежит авиакомпании, спутниковые услуги обычно предоставляются операторам, которые специализируются на космической связи, еще надо прибавить сотовую компанию, которой нужно будет получить лицензию на воздушную связь. Далее всем игрокам нужно найти взаимный интерес и пройти необходимые процедуры. Операторам будет довольно трудно окупить затраты на предоставление услуг авиасвязи, ведь для этого необходимо специальное оборудование. Поэтому Щеголев считает, что не надо создавать завышенных ожиданий у наших пассажиров, как бы нам того ни хотелось.
Также госкомиссия на заседании одобрила выделение радиочастот для интеллектуальных систем на транспорте, которые необходимы для снижения аварийности на транспорте. Система включает в себя базовые станции вдоль дорог и оборудование на автомобиль, при этом организуются каналы связи между автомобилями и инфраструктурой. Предполагается, что в России будут использоваться единые европейские стандарты.
Речь зашла на комиссии и о новых технологиях мобильной скоростной передачи данных, которая осваивается в других странах. LTE позволяет обмениваться информацией на скоростях в несколько сотен мегабит, что в 10 раз быстрее сетей третьего поколения. Пока в мире существует очень мало таких сетей. Игорь Щеголев поручил госкомиссии в течение месяца выделить опытные зоны для широкополосной связи четвертого поколения стандарта. По словам Щеголева, одним из основных критериев отбора станет меньшее число пересечений по радиочастотам с военными. Роскомнадзору совместно с минобороны рекомендовано в марте определить четыре региона для развертывания опытных зон сетей сотовой связи четвертого поколения по технологии LTE.
Тем временем операторы уже готовы к введению новых стандартов. Для строительства сетей LTE они планируют потратить до 5 миллиардов долларов. Готовы они поучаствовать и в цифровизации телевидения с тем, чтобы высвободившиеся частоты, используемые для аналогового вещания, были переданы им для развития LTE.