24.02.2010 00:03
    Поделиться

    Следствие: Система поборов на дорогах в Астрахани сложилась достаточно давно

    Сегодня привычного скопления машин перед постами ДПС и в помине нет, на проверку водительских документов у инспектора уходит меньше минуты: "Предъявите права и техпаспорт, все в порядке, проезжайте, не задерживайтесь".

    Хмурые и несклонные к контактам с журналистами гаишники несут службу по "уплотненному" графику, заменяя арестованных коллег, работают, как говорится, за себя и за того парня.

    Не у всех спокойно на душе, наверняка кто-то из них гадает про себя - нет ли случайно и его лица на той злополучной видеозаписи?

    Арест 13 человек из 19 задержанных за взятки сотрудников ДПС в Астрахани - далеко не финал масштабной чистки милицейских структур региона, а лишь окончание ее первого этапа. Разбор имеющихся на руках свидетельств, по мнению следователей, выведет на новых участников коррупционного скандала.

    Среди громких скандалов в среде МВД, которых в последние месяцы было предостаточно, этот случай стоит особняком. Здесь не "кто-то кое-где у нас порой", как привыкли стыдливо говорить о пойманных за руку работниках правоохранительных органов - попалось сразу целое подразделение во главе с командиром.

    По данным следователей, от рядового инспектора собранные с водителей деньги передавались старшему поста, от того - старшему смены, дальше - командиру роты...

    - Система поборов на дорогах в Астрахани сложилась достаточно давно, - констатирует начальник отдела по расследованию особо важных дел СКП Астраханской области Михаил Муранов. - Еще два года назад областное УФСБ получало информацию о систематических взятках в батальоне ДПС, этот сигнал был перенаправлен в региональное управление внутренних дел, но никаких результатов не последовало.

    Еще через год в Интернете на одном из местных сайтов отследили анонимное сообщение о взятках на постах. Тогда управление собственной безопасности снова провело служебную проверку и снова никаких нарушений не выявило. В итоге УФСБ пришлось проводить операцию самостоятельно, УВД подключали лишь на этапе проведения обысков в домах задержанных инспекторов.

    Почему управление собственной безопасности дважды продемонстрировало поразительную близорукость там, где систематические поборы особо и не скрывались? Почему для отслеживания цепочки взяточников-гаишников понадобилось подключать ФСБ? Неужели никто из руководства милицейского ведомства не был в курсе ситуации?

    Ощущение безнаказанности в действиях инспекторов-взяточников - вот что поразило оперативников, анализировавших отснятую на постах видеопленку. Сдавая недельную выручку начальству, милиционеры не тушевались, а, наоборот, разговаривали и перешучивались. Эта процедура, судя по всему, успела стать для них вполне привычным, будничным делом, которое по определению не может обернуться взысканием.

    Сейчас инспекторы взяты под стражу и уже дают показания. Теоретически на видеозаписи, которая велась на трех астраханских постах ДПС, должна быть отражена работа всех смен, а это почти сотня человек, но задержали пока лишь одну. Почему? Неужели именно там работали все взяточники в системе областного ГИБДД, а в остальных подразделениях - кристально честные люди?

    - Состав постов ДПС не был постоянным - инспекторы приходили, поднимались по служебной лестнице, уходили, поэтому в поле нашего зрения находятся не только те, кого мы задержали 5 февраля. Сейчас проверяем деятельность сотрудников ОБДПС в других сменах, в том числе и среди руководящего состава, - поясняет Михаил Муранов. - Новые фигуранты по делу, уверен, еще появятся. Кто именно, можно будет озвучить после окончания анализа видеоматериалов и допроса задержанных.

    Любопытно, что задержание взяточников в погонах в областном УВД пытаются представить как итог собственных оперативных разработок. Информация об этом даже появилась на официальном сайте ведомства: дескать, вовремя обнаружили и пресекли.

    Но на самом деле все происходило иначе - это подтверждают и в региональном СКП: операция проводилась исключительно силами областного ФСБ.

    В одном астраханскому УВД не откажешь: спустя день оно показательно отстранило от занимаемых должностей трех подозреваемых по делу о взятках: командира ОБДПС-1 ГИБДД УВД Николая Барнинкова, находящегося под арестом командира "штрафной" роты ОБДПС-1 Аркадия Кирсанова и его заместителя Павла Милова.

    Получается, что именно они и были той самой верхушкой коррупционной пирамиды, которая год за годом безнаказанно собирала "добровольные" пожертвования автолюбителей?

    Если так, то сейчас и впредь дороги Астраханской области должны стать настоящим раем для автолюбителей. Брать мзду теперь ведь будет некому.

    Впрочем, в самом УВД, от греха подальше, рекомендуют водителям... не давать взятки инспекторам.

    - Если говорить начистоту, то нет такого автомобилиста, который бы не нарушал правил и не предлагал инспектору взятку. Все дают, все предпочитают "договориться на месте". Рецепт один: не давайте денег, - убежден пресс-секретарь областного УВД Петр Русанов.

    Нагрянувшей после задержания инспекторов комиссии МВД России теперь предстоит наравне со следователями областного СКП разобраться в ситуации и "дать оценку действиям или бездействию руководства". Хотя местные автомобилисты в эффекте таких проверок сомневаются. Опасаются даже, что взятки теперь будут брать аккуратнее и в еще большем размере, с доплатой за риск. Даже если их и не предлагать.

    К слову, нравственным воспитанием водителей в правоохранительной системе занимаются уже давно и всерьез - развешивают баннеры вдоль дорог и выпускают памятки об уголовной ответственности автомобилиста за дачу взятки... Вот только скандалов с задержанием мздоимцев в погонах меньше не становится.

    Примечательно, что на следующий день после громкого скандала в Астрахани МВД России объявило благодарность принципиальным автолюбителям, отметив "гражданскую позицию и ответственность тех, кто не стал молчать и мириться с подобными действиями сотрудников".

    Похоже, что только на активность водителей в борьбе с вымогательством на дорогах и остается уповать...

    - Нужно исключить "человеческий фактор", не дать коррумпированному должностному лицу права единолично решать: наказывать или закрыть глаза на нарушение, - предлагает свой рецепт решения проблемы Алексей Михайлов, заместитель руководителя астраханского отделения Союза автомобилистов России. - Нужно оснастить видео камерами для начала хотя бы наиболее оживленные перекрестки, чтобы не человек определял наказание для нарушителя, а компьютер. Уж он-то взятку точно не потребует.

    Но автоматическими видеокомплексами "Поток" для фиксации происходящего на трассе снабжены пока лишь два астраханских поста, и коррупционный скандал, который сейчас только набирает обороты, вряд ли будет последним.

    Пока капитан Аркадий Кирсанов - самый высокопоставленный участник этой коррупционной цепочки.

    Обернется ли задержание целого взвода ДПС лишь очередной показательной поркой младших милицейских чинов, очерняющих своим недостойным поведением неподкупное и честное ведомство, или потянутся ниточки выше? Вот вопрос, над которым ломают голову все автомобилисты.

    Поделиться