Новости

25.02.2010 00:20
Рубрика: Происшествия

Брак винта

Катастрофа вертолета Ми-8 в Волгограде случилась из-за бракованного рулевого винта

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование крушения вертолета Ми-8, которое случилось в июле прошлого года в Волгоградской области. Тогда погибли шесть человек - член экипажа и пять топ-менеджеров одного из крупнейших предприятий нефтегазовой отрасли.

Эксперты пришли к выводу, что катастрофа произошла из-за бракованных лопастей рулевого винта, которые в воздухе просто-напросто развалились. Как уточняют специалисты, лопасти были плохо склеены, из-за этого во время полета отлетела обшивка руля, и у вертолета отломился хвост. Пилоты попытались посадить машину, но вертолет закрутило в воздухе. Приземление в итоге получилось очень жестким, и от удара машина загорелась. Именно из-за этого погибли люди: они не успели выбраться из объятого огнем вертолета.

В заключении экспертов МАК отмечается, что катастрофа произошла в результате сочетания неблагоприятных факторов: завод изготовил бракованный винт, склеив его некачественной клеевой пленкой с нестабильными физико-химическими характеристиками. При существующих методах контроля обнаружить брак невозможно - ни на этапе производства клея, ни на этапе изготовления лопастей, ни в процессе эксплуатации. В итоге винт, который стал причиной катастрофы, если бы он был качественным, должен был прослужить минимум семь лет, а не продержался и года.

Есть в отчете МАК один очень интересный пункт - "непринятие действенных мер по исключению из эксплуатации лопастей, выпущенных после выявления факта применения партий пленочного клея с нестабильными физико-химическими характеристиками".

- Существует отчет НИИ ремонта авиационной техники, в котором отмечается неравномерность распределения клеевого слоя на пленке, - объясняет главный контролер предприятия - изготовителя винтов Александр Неверов. - И как только нам стало это известно, мы приняли меры: разослали информационные письма эксплуатирующим организациям, в которых рекомендовали до и после каждого полета осматривать и простукивать лопасти винтов специальными молоточками для выявления непроклея, ведь он может образоваться и со временем. Более эффективного способа контроля, несмотря на ведущиеся в этом направлении научные разработки, пока не существует. Но проблема в том, что на наших авиапредприятиях плохо следят за безопасностью полетов и при осмотре техники рекомендации производителей выполняют "для галочки".

Меньше всего, кстати, претензий у экспертов МАК к авиакомпании - да, в ее работе выявлены недостатки, но они не находятся в цепи причинно-следственных связей, приведших к авиапроисшествию.

- Насколько мне известно, в России уже не раз случалось, что у вертолета по аналогичным причинам развалился хвостовой винт, - говорит директор самарского филиала авиакомпании, которой принадлежал разбившийся вертолет, Владимир Сахаров. - Нужно было еще отзывать всю партию винтов. Ставить же на вертолеты рулевые винты другого производителя мы не можем - в России их выпускает только один завод. Значит, нужно как-то решать вопрос контроля качества. Как сейчас на предприятии осуществляется входной контроль? Поступает клеевая пленка в рулонах шириной 1,2 метра и длиной 50 метров, от рулона отрезается 10 сантиметров в начале и проверяется. Ну кто мог предположить, что в середине рулона окажется некондиционный кусок этой пленки... Трагическая случайность!

В рекомендациях по безопасности МАК 14 пунктов. Эксперты советуют отстранить от эксплуатации все лопасти, при изготовлении которых был использован бракованный клей, а предприятиям-изготовителям - и рулевых винтов, и клеевой пленки - более тщательно контролировать качество продукции. Вот только как сделать это на практике, ни на одном заводе пока не знают.

Происшествия Правосудие Следствие Филиалы РГ Юг России ЮФО Волгоградская область Авиакатастрофы
Добавьте RG.RU 
в избранные источники