Всероссийский телевизионный конкурс "ТЭФИ - Регион" 2009, который на минувшей неделе проходил в Ставрополе, продемонстрировал не только высокий уровень регионального информационного вещания, но и обнаружил серьезные проблемы будущего развития провинциальных телерадиокомпаний России.
Представительному жюри, возглавляемому руководителем телеканала Russia Today Маргаритой Симоньян, куда входили ведущие мэтры телеинформации всех федеральных каналов, было непросто выбирать финалистов. Члены жюри, объявляя победителей, сами не скрывали этого, потому что в отдельных случаях приходилось даже изменять условия конкурса: в номинации "Репортер" оказалось пять победителей вместо трех - настолько профессиональны были представленные работы. Понятно, мастер-классы и семинары, которые проводили В. Кондратьев, А. Верницкий, Э. Мацкявичюс, А. Шарапова, М. Симоньян, Н. Зверева, Э. Левиева, М. Дегтярь, А. Норкин, вызывали повышенный спрос у их региональных коллег. Но по тем 228 программам, которые представили на конкурс 103 телекомпании из 75 городов России, было очевидно, что на телевидении вне столиц сегодня работают серьезные люди, знающие цену правдивой информации. Естественно, что телевизионная жизнь российской провинции так же пестра и многообразна, как и жизнь реальная. Руководители телерадиокомпаний республик Северного Кавказа жаловались на недостаток профессиональных кадров, который испытывает не только этот регион, при этом в некоторых городах уровень тележурналистики вполне конкурирует с обеими столицами. Так же и в реальности: по одним российским областям в 2008-2009 годах кризис ударил беспощадно, другие - как, например, Ставропольский край, сумели за тот же период вдвое увеличить приток инвестиций в экономику и пусть ненамного, но повысить ВВП и строительство жилья. Точно так же, мягко говоря, разнообразно выстраиваются отношения местных властей и СМИ. В одних регионах руководству нужно лишь информационное обслуживание. В других - увы, их не так много - диалог СМИ и властей дает позитивный социальный результат.
При этом важно понять, что жизнь журналиста в провинции заметно отличается от столичной. Здесь всё и все на виду. Здесь встречаются со своими зрителями, слушателями и читателями ежедневно - по дороге на работу, на рынке, в магазине, в поликлинике. Здесь каждое слово, произнесенное в эфире, отзывается сразу и, прямо скажем, не всегда к радости его сказавшего. Нужно быть высоким профессионалом, чтобы в своем достаточно зависимом ремесле сохранить умение и, что не менее важно, желание, рассказывать о современной жизни без истерики, надрыва и без умильной патетики, не бросаясь из одной крайности в другую, но проникая в суть вещей и явлений.
Губернаторский "паркет", как и освещение политической жизни региональных центров, не слишком отличается от того, что происходит в Москве. Но и здесь ощутима более короткая, более тесная связь между журналистом и объектом его рассказа. Более жесткая зависимость от местной власти - особенно если речь идет о муниципальных или сельских компаниях. И в данном случае не важно, кто их владельцы. Пристальное внимание властей к СМИ требует особого журналистского мастерства и особой дипломатии руководства. При всем моем уважении к тем, кто работает "в поле", я всегда помню фразу моего друга, возглавлявшего разные издания: "Не бывает смелых журналистов, бывают смелые главные редакторы". В нашем случае - нетрусливые хозяева, потому что многие из них, как правило, сегодня непосредственно управляют своим медиа-бизнесом. Они ежедневно решают головоломные задачи с взаимоисключающими ответами. Им надо сохранить бизнес, а для этого важно не рассориться с местным начальством. Им важно сохранить публику, потому что без высоких рейтингов бизнес не работает, а рейтинги, как правило, определяются тем, насколько оперативна и правдива (а порой и скандальна) выпущенная в эфир информация или аналитика. Им необходимо при этом не растерять классных журналистов, которые почему-то не только хотят зарабатывать деньги, но и "хотят быть честными". Они хорошо знают, что местные новости пользуются особым спросом у их аудитории. Приведу простой пример: сочинская "Макс Медиа Групп" не боится ставить в субботний девятнадцатичасовой эфир публицистическую программу об актуальных проблемах горожан, потому что сегодня в Сочи она способна выдержать соревнование с любыми развлекательными шоу федеральных каналов. Можно подумать, что Сочи - это исключение в связи с подготовкой к зимней Олимпиаде 2014 года. Но специалисты знают, что это вовсе не так. Во всем мире, где существуют местные СМИ, они весьма успешно конкурируют с общенациональными. Особенно в том, что составляет повседневную жизнь человека. Безработица и цены на лекарства, инфляция и экология, преступность и качество образования, ЖКХ и малый бизнес - обсуждение этих (и других) вопросов на местном телевидении требует предельной конкретности. Здесь важны люди, их судьбы и боли, потому что это соседи. Региональное телевидение сегодня становится нередко последним прибежищем человека, замучавшегося в поисках справедливости - и эту миссию оно выполняет весьма достойно. Соотношение интереса к местной и национальной информации приблизительно такое же, как соотношение интереса между национальными и международными новостями. В конечном счете действия федерального центра интересуют жителей провинции ровно настолько, насколько они затрагивают их интересы. И это признак социального бытия, стремящегося к цивилизованной норме.
Но сегодня более чем очевидно, что рынок местных электронных СМИ ждут серьезные перемены. И не только по причине глобального финансового кризиса, помимо всего прочего обвалившего рекламные бюджеты в российской провинции. Переход на цифровое вещание, к которому активно готовятся федеральные каналы, самым серьезным образом повлияет на судьбу местных телекомпаний. И тех, кто работает с общенациональными сетями, и тех, кто сегодня вещает на собственной региональной частоте. Процесс перехода на цифру потребует серьезных финансовых вложений, которых у региональных компаний попросту нет, а это значит, что под угрозой может оказаться вся их программная политика. Новая технология телевидения, которая к 2015 году должна появиться и в регионах, предложит огромный выбор для зрителя. И она же, как это ни парадоксально, может свести на нет все то, что сегодня составляет смысл регионального вещания. Местные новости и аналитика могут оказаться невостребованными их сетевыми партнерами, ориентирующимися на развлекательное телевидение. Существует весьма серьезная опасность того, что в "эпоху цифры" региональные компании окажутся маргиналами. Уже сегодня стратегически мыслящие управленцы региональных телекомпаний размышляют о том, как сохранить эти компании и то, что они производят, в будущем. Важно понять, что это не только проблема их бизнеса. Ведь региональные СМИ формируют гражданское общество в России и являются неотъемлемой его частью. А значит, их сохранение и развитие - наше общее дело.