В отличие от мировых турне, где он запросто собирает стадионы, в России американский виртуоз предпочитает одну из самых консервативных сцен страны - Светлановский зал ММДМ.
Фанаты, которым удалось проскочить мимо цербера-менеджера, могли спокойно пообщаться и взять автограф у одного из главных героев современного блюза. У американского Джо - флегматичный и благодушный характер. "Когда я собирался в дорогу, - рассказал Джо, - друзья из Нью-Йорка удивлялись: "Ну что ты там забыл в Москве, летишь туда третий год подряд. Неужели русские понимают в блюзе не хуже нас, американцев?" А я объяснял, что не меньше вы знаете толк и в качественном, тяжелом роке. Поэтому я так рад приглашениям из России..."
В этот раз он впервые прибыл сыграть сразу два концерта. Планировалось, что они будут кардинально отличаться. Один прозвучит в серии "Легенды блюз-рока", другой - "Лучшие гитаристы". Но Джо увлекся и сыграл оба раза почти полную концертную программу, приуроченную к выходу его последнего альбома The Ballad of John Henry. Это удивительно цельный и разноплановый диск, в котором жесткий и проникновенный блюз Дельты органично дополняется хард-роком в традициях Led Zeppelin. При этом Джо Бонамасса проявляет себя лучшим учеником и продолжателем традиции интуитивной и взрывной игры на гитаре Джимми Пейджа. Он тоже играет будто не аккордами и риффами, а эмоциями, порывами и междометиями. А одна из главных композиций диска Story of a Quarryman - фактически переосмысление композиции Led Zeppelin Kashmir, сыгранной в ориентальных традициях, жестко дисциплинируемых мощным и тягучим гитарным риффом. Если бы рок-музыка родилась на Востоке, то, безусловно, она звучала бы именно так. Конечно, этот хит был исполнен и в Москве: Джо было интереснее сыграть новые композиции, нежели по-учительски перемалывать обыденную классику традиционного блюза, что для него, похоже, уже пройденный этап. Со времени первого диска 2000 года A New Day Yesterdаy, где преобладали довольно минималистские аранжировки, Бонамасса уверенно сместил свои пристрастия в сторону тяжелого блюза, арена-рока, импровизационного и эпичного хард-энд-хэви и мощной ансамблевой игры.
Видео: Сергей Куксин |
Он даже не стал теперь отвлекаться на второстепенные, пусть и эффектные "украшения" своей музыки - прежде привозил с собой терменвокс, издающий причудливые волнообразные звуки. Но теперь ограничился академичным по стандартам рок-музыки форматом: сам на гитаре и вокале плюс басист, клавишник и ударник. Последний особенно хорош: с Бонамассой играет один из лучших барабанщиков США Антон Фиг - удар ему поставили еще в бытность сотрудничества с группой Kiss. А потом парень доучивался извлекать дроби в сольном проекте экс-гитариста этой группы Эйса Фрейли - Frehley s Comet. Но Джо редко давал развернуться на сцене своим компаньонам. Он - явный лидер, а все остальные, по сути, лишь аккомпанирующий состав, добавляющий эмоционального фона и призванный оттенить ведущего гитариста и певца. Это недемократичное, но оправданное решение. Благодаря такому распределению ролей Бонамасса получал возможность сыграть больше экспрессивных развернутых соло и пространных импровизаций, в которых он особенно силен.
При этом как-то забывалось, что на сцене почти полностью отсутствовал концертный свет и элементы шоу. По одежде и количеству аппаратуры все было похоже на школьный ансамбль. По подаче, мастерству, таланту - сборную лучших блюз-рокеров США, решивших вновь возродить традицию исполнения музыки без добавления к ней визуальных и зрелищных эффектов.
При этом как артист и виртуоз Джо был так хорош, что шоу и не требовалось. У американского блюз-рокера теперь сформировался свой фирменный почерк на концертных выступлениях: он поет в микрофон, а потом вдруг максимально отклоняет назад голову и продолжает что-то голосить уже мимо него. При этом слышны уже будто бы спетые не ради публики ноты...
Но удалиться легко ему, конечно, не дали. Зал вызывал Бонамассу "на бис", отчего тот был неподдельно счастлив. И если бы не билет на обратный рейс, играл, наверно, еще и еще... Тем более что теперь непонятно, когда американский Джо вновь объявится в России: недавно его пригласили в супергруппу, где также будут играть Гленн Хьюз (экс-Deep Purple) и Джейсон Бонэм (сын легендарного барабанщика Led Zeppelin Джона Бонэма). Но учитывая свою любовь к России, скорее всего, Джо Бонамасса пожалует к нам и с этой своей новой компанией.