Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, бюджет Союзного государства в нынешнем году, как известно, не сократился и составляет без малого 5 миллиардов российских рублей. Однако в силу упомянутых же сложностей каждая копейка из этой суммы должна быть израсходована с наибольшей пользой. Тем более что задач, которые сообща решают Беларусь и Россия и которые еще предстоит решить, меньше не становится. Это наглядно продемонстрировало недавнее заседание в Минске Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью. Именно на эту сферу приходится около 70 процентов программ, реализуемых за счет союзного бюджета. Члены комиссии, пригласив представителей Постоянного Комитета Союзного государства, ряда министерств и ведомств, государственных заказчиков, организаций-исполнителей, проанализировали, как осуществлялись в 2009 году проекты в этой сфере, какие еще необходимо разработать и принять в ближайшей перспективе.
Сообща белорусские и российские специалисты создают и воплощают в жизнь прогрессивные информационные технологии в таможенной сфере, совершенствуют защиту общих информационных ресурсов, обеспечивают техническое прикрытие железных дорог региона на случай чрезвычайных обстоятельств, обустраивают общие внешние границы Союзного государства. Некоторые из этих программ длятся уже несколько лет. По понятным причинам на заседании комиссии технические подробности того, что сделано, не обсуждались. Специалисты заверили, что все запланированное будет осуществлено в срок. Тем не менее не могло не заботить, что в некоторых случаях наметилось отставание. То процедура проведения торгов и закупок оказалась слишком громоздкая, то подрядчик подвел. В итоге с таким трудом собранные Беларусью и Россией средства иногда оказывались временно замороженными.
Большинство из названных совместных программ завершаются в нынешнем и следующем годах. Самое время подумать о продолжении совместных усилий в столь важной области, как обеспечение национальной безопасности. Специалисты в области охраны информации рассказали о концепции очередной совместной программы: она должна учитывать глобализацию информационных технологий, обеспечивать подготовку грамотных кадров в этой сфере.
Перерыв в выполнении этой работы может принести немалые потери. На заседании комиссии были обсуждены и предложения, направленные на разработку союзной программы по укреплению безопасности приграничных областей Союзного государства.
- Также рассмотрен ход подготовки еще одной программы, инициированной депутатами Парламентского Собрания и направленной на укрепление обороно способности на западных рубежах Союзного государства, - отметил в беседе с журналистами председатель комиссии Анатолий Ванькович. - После принятия нашими странами решения о создании единой региональной системы противовоздушной обороны сделано очень многое, и эта новая программа также будет действовать во имя безопасности двух государств. Были рассмотрены и проблемные вопросы выполнения совместных оборонных проектов.
Обсуждение того, как выполняются союзные программы, продолжилось в Минске на заседании еще одной Комиссии Парламентского Собрания - по бюджету и финансам. Парламентарии рассмотрели предварительные итоги выполнения союзного бюджета 2009 года, а также первые данные за нынешний год. И вновь речь шла в основном о союзных программах, поскольку на их реализацию ассигнуется основная часть общих средств. Депутаты при этом ссылались на состоявшееся недавно в белорусской столице совместное заседание коллегий высших контрольных инстанций двух наших стран, где прозвучало немало критики по поводу выполнения бюджета 2008 года. И все по той же причине: в некоторых случаях средства, выделенные по решению Совета Министров Союзного государства, использованы не полностью, а значит, отдельные совместные научно-технические и производственные программы выполняются с отставанием. Высокая требовательность позволила за несколько лет существенно улучшить исполнение важнейших финансовых документов, регламентирующих союзное строительство. Если в 2006 году средства белорусско-российского бюджета были использованы в срок и по назначению на 56 процентов, то в 2009-м - более чем на 85.
- Что волновало депутатов в первую очередь? Несколько важных вопросов, - комментирует председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам Дмитрий Саблин. - Учтено ли при выполнении соответствующих программ то, что Таможенный союз Беларуси и России расширился за счет Казахстана? Не впустую ли тут потрачены средства на создание программного обеспечения? Порой исполнителей союзных программ подводят предприятия-монополисты - сейчас в Постоянном Комитете Союзного государства разрабатывается с учетом этого новый порядок проведения конкурсов на закупку оборудования. Надо совершенствовать фундаментальные основы сотрудничества, которые регламентируют те или иные организационные процедуры, развивать контроль. Решение этих задач и есть реальное строительство Союзного государства. А явной неисполнительности, халатности при выполнении белорусско-российского бюджета нет.
Что же касается не полностью использованных средств, то по решению Совета Министров Союзного государства они пойдут на выполнение союзных программ в следующем году. Вместе с тем парламентарии справедливо поставили вопрос о том, что не совсем верно ставить во главу угла лишь "освоение" финансов. Нужно в первую очередь смотреть на то, что удалось сделать за союзные деньги.
Особое внимание депутаты уделили и вопросу, когда же заработает союзная собственность, созданная при выполнении союзных программ? Это научно-технические разработки, промышленная продукция, художественные произведения, способные приносить солидный доход. Специалисты подсчитали, что каждый рубль, вложенный в союзные проекты, приносит 11-17-кратную отдачу. Но куда, на каком основании, в каких пропорциях направить доход? Этот вопрос находится в центре внимания не только членов Парламентского Собрания, но и Постоянного Комитета Союзного государства, белорусско-российской межведомственной рабочей группы, также собравшейся на прошлой неделе в Минске. Чтобы урегулировать ситуацию, предстоит разработать и принять 12-15 межгосударственных документов, и делается все возможное, чтобы важнейшие из них подготовить уже к ближайшему заседанию Совета Министров Союзного государства, намеченному на середину марта.
- Все, что сделано за счет средств союзного бюджета, и есть союзная собственность, - популярно объясняет корреспонденту "СОЮЗа" суть проблемы заместитель Госсекретаря Союзного государства Альберт Степанов. - Первоочередная задача - учесть, проинвентаризировать созданное за годы союзного строительства. Мы разрабатываем правоустанавливающие процедуры, в которых регламентирующая роль принадлежит союзному Совету Министров. Как только выйдет его постановление с указанием объекта союзной собственности, его оценкой и другими параметрами, начнется практическая работа.
Межведомственной рабочей группе отпущено два дня на доработку проекта соответствующих документов. При этом Альберт Степанов отметил, что они носят компромиссный характер. По его мнению, министерства финансов Беларуси и России оставили за скобками ряд базовых понятий и определений. Журналисту трудно быть судьей в таких вопросах. Важно, однако, чтобы растянувшийся на годы процесс придания должного статуса союзной собственности наконец завершился.