Вчера в Общественной палате состоялось заседание Координационного совета по защите избирательных прав граждан, на котором обсуждалась эффективность общественного контроля за соблюдением избирательных прав граждан с помощью так называемой общественной системы "горячей линии".
Напомним, что эта система предоставляет избирателю возможность в оперативном порядке передать информацию в центральный пункт общественной "горячей линии", расположенный в Москве. Как заявил руководитель координационного совета Андрей Пржездомский, практика работы общественной "горячей линии" оказалась востребованной как со стороны организаторов и участников выборов, так и со стороны избирателей, поэтому в настоящий момент ведется тщательная работа по ее активному внедрению в регионы, в которых 14 марта пройдут избирательные кампании. Пржездомский отметил, что основной акцент в работе "горячей линии" сделан на оперативное реагирование, которое "позволит не только получать информацию, но и принимать по ней конкретные решения с помощью тех людей, от которых это зависит". По его мнению, эффективность работы данной методики подтверждается ростом энтузиазма граждан, которые постепенно избавляются от скепсиса и приобретают к ней все большее доверие, о чем можно судить по непрерывному увеличению количества обращающихся. "Даже сегодня, когда линия еще не начала официально работать, к нам уже поступают многочисленные обращения", - привел пример взрыва общественного сознания Пржездомский. Усиление значимости общественной "горячей линии" он видит и в том, что органы власти местного самоуправления активно включились в работу по открытию пунктов "горячей связи" в собственных регионах. И это большое достижение, поскольку, как признался руководитель координационного совета, несколько лет назад они встречали эту систему в штыки, так как "боялись утечки информации на самый верх". Сегодня же открытие пунктов "горячей линии" приветствуется буквально во всех регионах.
О том, как проходит развертывание системы "горячей линии", рассказал руководитель ее центрального пункта Игорь Богданов. Прежде всего он поощрил инициативы региональных общественных организаций к открытию пунктов "горячей связи", заявив, что "мы всегда подключаем наши силы для того, чтобы в этом помочь". В качестве примера оперативной отзывчивости он привел Архангельск, в котором, несмотря на более низкий уровень избирательной кампании, пункт общественной "горячей линии" все равно был открыт. В целом, по словам Богданова, планируется организовать 20 региональных пунктов "горячей линии", хотя на сегодняшний день только в 12 регионах вопрос об их открытии полностью решен в положительную сторону. Богданов назвал 8 субъектов, в которых налаживание "горячей связи" пока что зашло в тупик, - Республику Алтай, Хабаровский край, Краснодарский край, а также Астраханскую, Свердловскую, Новосибирскую, Ульяновскую и Томскую области. Однако, по его словам, время справиться с этими проблемами еще есть.
В составе центрального пункта общественной "горячей линии" предполагается создать специальную рабочую группу, которая будет немедленно реагировать на сигналы, поступающие от избирателей.
В свою очередь, член ЦИК Валерий Крюков заявил, что Центризбирком будет всячески содействовать оперативному реагированию избирательных комиссий всех уровней на информацию, поступающую с пунктов общественной "горячей линии".