Новости

25.02.2010 00:40
Рубрика: Экономика

В эпицентре прибыли

Регионы хотят заставить бизнес платить налоги "по месту работы"

В регионах, озабоченных наполнением своих бюджетов, которые изрядно потрепал кризис, снова заговорили о необходимости обязать филиалы и отделения крупных компаний платить налоги в регионе, а не по месту регистрации головного офиса.

Эту идею не раз высказывали в Челябинской области. Сейчас ее активно обсуждают в Брянской области. Губернатор Николай Денин поинтересовался у представителя самой крупной торговой сети, представленной в Брянске тремя гипермаркетами, сколько налогов корпорация платит в местный бюджет. Оказалось, всего по 2,7 миллиона рублей в месяц, притом что средняя сумма, выбиваемая на кассах магазинов, превышает 500 рублей. Весьма скромные отчисления идут и в бюджет Челябинской области от металлургических и энергетических компаний.

Причина известна. Челябинские предприятия состоят на учете в межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы в Москве. В Самарской области ситуация аналогичная. Управляющий Самарским филиалом крупной федеральной торговой сети Владимир Рыжков говорит, что действительно все налоги платит головная компания в Москве, а потом они лишь частично возвращаются в региональные бюджеты. А торговая корпорация, работающая в Брянске, зарегистрирована в Орле, в области у нее - филиалы без образования юридического лица. Председатель комитета Брянской областной Думы Иван Медведь убежден, что настала пора применить принцип "где работаешь - там и платишь налоги".

Однако идею - жестко привязать филиалы к региону - поддерживают далеко не все губернаторы. У регионов, считают они, есть немало возможностей, чтобы заинтересовать крупный бизнес добровольно регистрировать свои филиалы в регионе, а значит, платить налоги по полной программе.

"Не надо придумывать новые запреты и ограничения для крупных или мелких предприятий, - считает директор департамента финансов Тверской области Алексей Каспржак. - Наоборот, регионам надо честно конкурировать за инвесторов льготными и удобными условиями". Здесь установлен ряд субсидий, которые предоставляются инвесторам, создающим и регистрирующим новые производства на территории региона. А в Краснодарском крае власти готовы предложить предприятиям, испытывающим затруднения в связи с кризисом, даже финансовую поддержку в обмен на обязательства обеспечить определенный налоговых поступлений в бюджет.

В Ярославской области, борясь за филиалы крупных компаний, пошли несколько иным путем. Региональный закон о государственном регулировании инвестиционной деятельности ставит жесткое условие: предприятие должно быть зарегистрировано на территории региона. "Но за это в процессе реализации инвестпроектов оно получает серьезные налоговые льготы: на пять лет освобождаются от уплаты налога на вновь созданное имущество, полностью - от транспортного налога, на 4,5 процента для них снижена ставка налога на прибыль", - объяснил заместитель председателя комитета инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности, начальник отдела государственного регулирования и господдержки инвестиционной деятельности департамента экономического развития Дмитрий Мартынов. Сегодня в области реализуют инвестиционные проекты два предприятия, которые являются филиалами компаний, расположенных на других территориях - в Санкт-Петербурге и Москве, и все налоги они платят в Ярославской области.

Впрочем, есть среди местных властей и те, которых проблема "иногородних крупных налогоплательщиков" вообще мало волнует. Почему? Владимир Никонов, заместитель губернатора, руководитель департамента стратегического управления и планирования Новосибирской области, поясняет: "Доходная часть нашего регионального бюджета не имеет прямой зависимости от наличия или регистрации в области крупных компаний. У нас хорошо развит малый и средний бизнес - по этому показателю мы одни из лучших в России, что делает нашу экономику более устойчивой".

Налоги, поступившие в бюджеты в 2009 году

Сергей Беляков, директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэкономразвития:

- На мой взгляд, чтобы предприятия стремились формировать свои налоги в местные бюджеты, должны постараться сами регионы, стимулируя их инвестиционную активность. В этом налоговое законодательство предоставляет им хорошие возможности.

Во-первых, регионы могут на 4,5 процента снижать ставку налога на прибыль для компаний. И сегодня некоторые российские территории этой нормой активно пользуются (например, Пермский край), переманивая в хорошем смысла слова к себе для регистрации предприятия, которые в конечном счете концентрируют именно у них центры прибыли.

Время от времени возникает тема, где и в каком регионе должны уплачивать налоги крупные вертикально-интегрированные компании. И здравое зерно в ней есть. Вопрос, который ставят некоторые губернаторы, вполне логичен: если вы получаете доход в одном месте, то почему налог платите в другом? Но здесь важно не допустить перекосов. С одной стороны, не ограничить здоровую конкуренцию регионов за бизнес, а с другой - не стимулировать нездоровое поведение компаний, которые "гоняют" прибыль между регионами. Отчасти решить второй вопрос поможет механизм контроля за трансфертными ценами при обоснованности сделок между аффилированными компаниями, расположенными в разных регионах, но он требует доработки.

Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института переходного периода:

- Любое столичное или иное предприятие, имеющее подразделение (филиалы, штаб-квартиры) в регионах, обязано зарегистрировать их как обособленные представительства без образования юридического лица либо по желанию - оформить как самостоятельные компании с образованием юридического лица.

В первом случае они платят налог на прибыль исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения в соответствующих показателях в целом по компании. Во втором - каждое юрлицо уплачивает налог на прибыль самостоятельно.

В обоих случаях у головной компании есть некоторые возможности перемещать "центры прибыли". В случае обособленных представительств можно влиять на параметры, в соответствии с которыми происходит распределение прибыли между филиалами. В случае формально независимых лиц - использовать механизм трансфертного ценообразования. В стремлении "поджать" налогооблагаемую базу они "сдвигают" точки прибыли в те регионы, в которых есть, к примеру, инвестиционные льготы по уплате налога, и в итоге снижают эффективную ставку этого налога. Однако в Налоговом кодексе на этот счет установлены ограничения - 20-процентный коридор, в рамках которого колебания цен признаются допустимыми.

Экономика Финансы Налоги Экономика Бизнес
Добавьте RG.RU 
в избранные источники