В прошлом году регионы Сибири произвели 21 миллион тонн зерна - на шесть миллионов тонн больше, чем в 2008-м. Но эта весомая добавка, по большому счету, никого не обрадовала. Ни крестьяне, ни региональные власти не знали, что же делать с таким большим урожаем.
- У нас только одна серьезная проблема - реализовать зерно, - рассуждал на прошедшей недавно III Зимней зерновой конференции вице-губернатор Алтайского края Борис Неудахин. - Продать мы его можем только при равных конкурентных условиях. Но для этого надо решать проблему железнодорожных тарифов.
Железнодорожный тариф делает продукцию сибиряков неконкурентоспособной даже на российском рынке. При этом в РЖД настаивают на его повышении в 2010 году почти на пятнадцать процентов. Речь идет о регулируемых тарифах. Значительная же доля перевозок товарных грузов, и в том числе зерна, осуществляемая коммерческими "дочками" РЖД или частниками, государством никак не регулируется. По словам вице-президента Российского союза мукомольных и крупяных предприятий, председателя совета директоров Сибирского зернового союза Александра Бедарева, "железнодорожники сами себя загоняют в замкнутый круг: теряют объемы из-за высоких тарифов, а чтобы компенсировать снижение объемов и, соответственно, уменьшение доходов, вновь повышают тарифы".
В минэкономразвития РФ, правда, подумывают о введении неких тарифных ограничений для дочерних фирм РЖД при перевозках зерна. Вместе с тем льготный коэффициент 0,5 намерены предоставить сельхозпроизводителям не только Сибири, но и регионов Поволжья и Центрального федерального округа. Если такая "уравниловка" состоится, то сибирское зерно вновь потеряет рынок сбыта в европейской части России.
Туманны и экспортные перспективы. Для сибирских регионов, удаленных от главных портов на Черном и Азовском морях, более половины затрат составляют инфраструктурные расходы - перевозка зерна из Сибири в Новороссийск обходится в три раза дороже, чем транспортировка из Южного федерального округа.
Наращивать экспорт запланировано в рамках федеральной программы развития инфраструктуры и логистики зернового рынка. Ее концепцию разрабатывают с конца 2009 года. В программе будет предусмотрено создание "Дальневосточного зернового коридора" - предложено построить на Дальнем Востоке один-два терминала, через которые и экспортировать сибирское зерно. Игорь Поляков, представитель одной из новосибирских инвестиционных компаний, сделал по этому поводу любопытное предложение: почему бы по примеру нефтяников не привлечь на осуществление столь амбициозного проекта связанные кредиты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона с возможностью их погашения поставками зерна в эти страны? Между прочим, как сказал заместитель директора департамента минсельхоза РФ Сергей Сухов, инвестировать средства в создание крупной зерноперевалочной базы на Дальнем Востоке готовы несколько японских торговых домов (Япония ежегодно импортирует пять миллионов тонн зерна). Но представителям страны Восходящего Солнца необходимы гарантии наполнения поставками зерна этого коридора и предсказуемая тарифная политика в транспортной сфере. От России требуют также готовность предоставить площадку для строительства терминалов.
Кроме того, разрабатываемая федеральная программа предусматривает возрождение практики речных перевозок зерна (более дешевых, чем железнодорожные), строительство и реконструкцию элеваторов, а также увеличение пропускной способности железных дорог и расширение парков вагонов для перевозки зерна.
В попытках расширения экспортной экспансии не стоит, правда, забывать о серьезной конкуренции на мировом рынке зерна, где и без России хватает желающих сбыть свою продукцию. "Возможностей резкого наращивания экспорта зерна у нас пока нет, - признал замминистра минэкономразвития Андрей Клепач. - В среднесрочной перспективе возможности зернового экспорта ограничены и составят 20-22 миллиона тонн. Зато предпосылки для наращивания экспорта муки более благоприятны".
Практически все из выступавших на конференции сибиряков говорили о необходимости протекционистских мер со стороны государства. Вице-губернатор Борис Неудахин заявил, что государство могло бы участвовать в формировании некой "амортизационной подушки", которая микшировала бы негативные последствия для АПК Сибири, где резкие перепады климата могут иметь более серьезные последствия, нежели в европейской части России. Механизмом госрегулирования может стать "страховой фонд" зерна, формируемый при активном участии государства.
Пока же предпринимаемые меры регулирования зерна рынка далеки от идеальных. По общему мнению экспертов и аграриев, в этом году не оправдали надежд интервенционные госзакупки. Во-первых, торги не изменили тяжелую ситуацию на зерновом рынке (сейчас они вообще приостановлены), во-вторых, отвлекли дефицитные бюджетные ресурсы. Сформирован интервенционный фонд в объеме 9,5 миллиона тонн зерна (из них два миллиона - сибирские) стоимостью 44 миллиардов рублей. Но что с ним делать дальше - непонятно.
На конференции прозвучало предложение проводить залоговые закупки: государство по низким фиксированным ценам покупает зерно у производителей, а те - в случае улучшении конъюнктуры - могут выкупить его обратно. По словам Сергея Сухова, чтобы такой вариант заработал, необходимо вносить поправки в законодательство.
Вспомнили и такой инструмент госрегулирования, как субсидирование со стороны государства расходов на хранение зерна на элеваторе. Это позволило бы производителям придержать товар до наступления момента эффективной реализации на рынке. Такая практика существует в США и странах ЕС. Но в России для этого надо сначала навести порядок в администрировании элеваторного хозяйства.
На Алтае с этим относительно благополучно - в период подъема целинных и залежных земель в крае появились значительные элеваторные мощности, рассчитанные на 1,8 миллиона тонн зерна, склады и хлебные базы наземного хранения (3,5 миллиона тонн). Более двух миллионов тонн можно хранить на складах хозяйств. Общий объем - около восьми миллионов тонн. Однако есть и проблемы, которые будут усугубляться по мере износа элеваторных мощностей. В федеральном бюджете 2010 года предусмотрено около двух миллиардов рублей на субсидирование кредитов, привлекаемых для строительства и реконструкции элеваторов. Алтайский край получил одобрение на реализацию двенадцати проектов по реконструкции и строительству элеваторов.
В целом, настроение и сельхозтоваропроизводителей, и зернопереработчиков в новом году можно сформулировать, перефразируя расхожее выражение: "На государство надейся, да сам не плошай".
- Предстоит развить систему работы с дистрибьюторами, которая была начата еще в 2009 году. Помимо этого мы планируем заключение договоров с рядом региональных торговых сетей, ведем переговоры и с представителями федеральных сетей, - сказал "РГ" исполнительный директор одного из самых крупных аграрных холдингов Алтайского края Андрей Ананьин. - В качестве стратегически важной определена и работа с российскими хлебозаводами. Вряд ли стоит ожидать от внутреннего рынка резкого роста спроса, поэтому зарубежье зернопереработчикам необходимо. В 2010 году мы все-таки планируем вернуться на зарубежные рынки. А перед нашими предприятиями, занимающимися сельхозпроизводством, стоит задача увеличения урожайности и вовлечения в севооборот новых земель. Наличие собственного зерна делает нас более независимыми от колебаний цен на рынке.
Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка:
- Я бы выделил две особенности, характеризующие состояние агробизнеса в России. Во-первых, за последние годы резко выросла интеграция сельского хозяйства нашей страны в мировую аграрно-продовольственную систему. Во-вторых, сильно увеличилось воздействие государства на сельское хозяйство. Россия сегодня на поддержку сельского хозяйства тратит денег столько же, сколько США, и значительно больше, чем наши конкуренты - Украина, Бразилия, Аргентина. Проблема - в эффективности использования этих средств.
Россия занимает менее двух процентов в мировой продовольственной торговле, при этом по некоторым направлениям мы играем очень серьезную роль на мировом рынке. Наша страна давно является крупнейшим экспортером минеральных удобрений, занимает твердое третье-четвертое место в экспорте пшеницы и ячменя, вышли на второе место по экспорту растительного масла. Но мы остаемся крупнейшими импортером мяса и птицы, животного масла, яблок, ряда других фруктов и овощей, лидируем по импорту говядины и свинины.